Сотрудники института филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник»: Наум Лазаревич Лейдерман | |
Наум Лазаревич Лейдерман доктор филологических наук, профессор.
Родился 23 января 1939 года на Украине, в годы войны семья эвакуировалась на Урал (г. Kарабаш Челябинской области). В 1945 году вернулись на Украину и поселились в г. Одессе, там учился в школе, потом в Одесском государственном университете, который окончил в 1961 году, получив специальность «филолог, учитель русского языка и литературы». Дипломная работа была написана на тему «Человек на войне» (о прозе Ю.Бондарева и Г. Бакланова). С 1962 года проживает в Свердловске. Работал преподавателем курса эстетического воспитания в профильном училище №2 г. Свердловска (с 1962 г.). В 1963 г. был принят в заочную аспирантуру при Свердловском государственном педагогическом институте (СГПИ). С 1964 г. работает в СГПИ (с
1994 г. - УрГПУ). Последовательно пребывал в должности: ассистента
(1964-1967), старшего преподавателя (1967-1971), профессора
(1986-1987), зав. кафедрой советской литературы ( впоследствии -
современной русской литературы) (с 1985).
Kандидатскую диссертация на
тему «Современная художественная проза о Великой Отечественной
войне. Тенденции развития» защитил в 1968 году в Московском
государственном педагогическом институте им. Ленина. Докторская
диссертация была посвящена анализу жанровых процессов в русской
художественной прозе 1960-80 гг. Защищена в 1984 году в МГУ им.
Ломоносова.
Разработал и читал курсы: - введение в литературоведение; - русская литература ХХ века (все периоды); - ряд спецкурсов по современной русской литературе и некоторым литературным направлениям ХХ века. Kруг научных интересов вмещает в себя: - теорию литературы (большие историко-литературные системы: теории жанра, стиля, творческого метода, направлений и течений); - историю русской литературы ХХ века (разработка новой концепции истории литературы ХХ века как эпохи переходного типа); - проблемы филологического образования (разработка единой системы литературного образования школьников и связанных с ней методологических и теоретических вопросов). Совмещает научно-исследовательскую работу с литературно-критическим творчеством. Печатается как литературный критик с 1962 года. С 1981 года - Член Союза писателей СССР. В течение нескольких лет (1964-1968) был литературным сотрудником журнала «Урал», в настоящее время продолжает сотрудничать с журналом, является членом редакционного совета. Печатался в журналах «Звезда», «Вопросы литературы», «Новый мир», «Октябрь», «Литература в школе» и др. Постоянно сотрудничает со школой. В 1986 году организовал НИЦ «Словесник», в 2001 году преобразован в ИФИОС. Руководил разработкой научно-методического комплекса «Гуманитарные классы филологического профиля», который начал внедряться в школы Свердловской области с 1986 года. Под руководством Н.Л. Лейдермана выполнено 15 кандидатских и 3 докторских диссертации. Обладатель грантового сертификата Института «Открытое общество Фонд Содействия» Н1Е701 от 06.11.1997. Академик международной Академии наук (Диплом международной Академии наук педагогического образования № 158 0т 09.03.1999). Член научно-методического совета по теории литературы (подсекция: филология ) Министерства образования РФ г. Москва. С 2001 года - заслуженный деятель науки РФ. Автор более 250 работ, из них 20 книг. Женат. Жена Лилия Иосифовна многие годы работала в качестве научного сотрудника в исследовательском институте УНИХИМ и ВУХИМ. Двое сыновей: старший - Марк Наумович (1964 г.р.) - доктор филологических наук, литературовед и критик, работает под псевдонимом Марк Липовецкий; младший - Лейдерман Илья Наумович (1970 г.р.), доктор медицинских наук, руководитель лаборатории при областной клинической больнице №1 г. Екатеринбурга. Есть внуки: старший - Даниил (1986 г.р.) - студент Нью-йоркского университета, младшая - Kсения (1992 г.р.) - школьница. Публикации
Kниги, учебные и учебно-методические пособия: Постреализм. Теоретический очерк. Екатеринбург, 2005 Творческая драма советского классика. Александр Твардовский в 1950-60-е годы. Екатеринбург, 2001 Неявный диалог. "Русский лес" Л. Леонова и "Доктор Живаго" Б. Пастернака. Екатеринбург, 2001 Kрик сердца: творческий облик Виктора Астафьева. Екатеринбург, 2001 Взыскующее слово (Александр Солженицын: позиция и поэтика). Серия "Филологический лекторий" Екатеринбург, 2000. Драматургия Николая Коляды. (Критический очерк). Изд-во "Калан". Каменск-Уральский. 1997. 160 с. (2-е изд. - 2002 г.) Русская литературная классика ХХ века. (Монографические очерки). Екатеринбург, 1996. Закономерности формирования и развития прозаических жанров в советском историко-литературном процессе. (1950-70-е гг.). Автореферат докторской диссертации. МГУ. М., 1983 Движение времени и законы жанра. Монография // -редне-Уральское книжное издательство. -вердловск, 1982 Русская советская проза рубежа 1960-70-х годов. Пособие для учителей. Отделение педобщества РСФСР. Свердловск, 1974 Современная художественная проза о Великой Отечественной войне. Пособие по спецкурсу. Ч. 2. ГПИ. Свердловск. 1974 Современная художественная проза о Великой Отечественной войне. Пособие по спецкурсу. Ч. 1. ГПИ. Свердловск. 1973 Современная художественная проза о Великой Отечественной войне. (Тенденция развития). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. МГПИ им. В.И.Ленина. М., 1968 В соавторстве: Стиль литературного произведения. (Теория. Практикум). Учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2004. (в соавт. со Скриповой О.А.) Русская литература ХХ века: 1917-20-е годы. Учебно-методическое руководство. (переиздание) Екатеринбург, 2004. 36 с. (в соавт. с Скриповой О.А.) Русская литература ХХ века: 1930-е-1945-е годы. Учебно-методическое руководство. (переиздание). Екатеринбург, 2004. 32 с. (в соавт. с Петровым И.В) Русская литература ХХ века: 1945-1968-е годы. Учебно-методическое руководство. (переиздание). Екатеринбург, 2004. 32 с. (в соавт. с Хрящевой Н.П.) Русская литература ХХ века: 1970-е-2000-е годы. Учебно-методическое руководство. (переиздание). Екатеринбург, 2004. 32 с. (в соавт. с Тагильцевым А.В.) Современная русская литература: 1950-1990-е годы. Т.I. М., "Академия", 2003. 416 с. (в соавт. с Липовецким М.Н.) Современная русская литература: 1950-1990-е годы. Т.2. М., "Академия", 2003. 416 с. (в соавт. с Липовецким М.Н.) Современная русская литература: 1950-1990-е годы. Кн. 1. Литература "Оттепели" (1953-1968). Изд-во "Эдиториал УРСС" М., 2001. 400 с. (в соавт. с Липовецким М.Н.) Современная русская литература: 1950-1990-е годы. Кн. 2. "Семидесятые годы". Изд-во "Эдиториал УРСС". М..2001. 400 с. (в соавт. с Липовецким М.Н.) Современная русская литература 1950-1990-е годы. Кн. 3. В конце века. Изд-во "Эдиториал УРСС", М., 2001. 160 с. (в соавт. с Липовецким М.Н.) От "советского писателя" к писателю советской эпохи. (Путь Юрия Трифонова). Серия "Филологический лекторий". Екатеринбург, 2001. 44 с. (в соавт. с Липовецким М.Н. ) Теория литературы. (Вводный курс). (Изд. 2-е, испр. и доп.) Учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2001. 74 с. (в соавт. с Барковской Н.В) Литература Сопротивления. Серия "Филологический лекторий". Екатеринбург, 2000. 57 с. (в соавт. с Петровым И.В) Литература Урала. (Программа курса для учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ). Екатеринбург, 2000. 39 с. (в соавт. с Созиной Е.К., Литовской М.А.). Практикум по поэтике литературного произведения. Екатеринбург, 1998. 28 с. (в соавт. с Липовецким М.Н., Барковской Н.В. и др.) Практикум по жанровому анализу литературного произведения. Екатеринбург, 1998. 40 с. (в соавт. с Липовецким М.Н., Барковской Н.В, Ложковой Т.А.) Статьи: Магистральный сюжет. ХХ век как литературный метацикл // Урал. 2005. №3 Судьбы системных идей в русском литературоведении ХХ века // Русская литература XX-XIX веков: направления и течения. Вып. 7. Екатеринбург, 2004 "Kричи, что-то делай!" (Н.Коляда) // Бажовские лауреаты (Серия "Урал. ХХ век"). Екатеринбург, 2004. С.143 - 154. Романтика изгоев, или идеалы наизнанку // Урал. 2004. №11 Георгий Владимов и его генералы, или Реализм сегодня // Урал, 2003, №7. С.225-248. Русский реализм на исходе ХХ века // Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания._ Материалы Всеросс. научно-практич. конф., Пермь, 2003. С.24-33. Русский реализм в конце ХХ века // Русское слово в мировой культуре. Материалы Х Kонгресса МАПРЯЛ. СПб, 2003. Лики простоты. (Об эволюции эстетических принципов Николая Заболоцкого)// Филологический класс. №10 (2003) С.49-52. Что такое литературное образование? // "Мир русского слова". CПб,2003, №3. С. 45 -52. Зачем же открывать Америку через форточку? (Об опыте работы гуманитарных классов филологического профиля) // Литература. (Еженедельное приложение к газете "Первое сентября"). М., 2003, 8-13.12. (№46) .С.2-8. Эксперимент на грани искусства и истории (от "Архипелага ГУЛАГ" к "Красному Колесу") // Русская литература XX-XIX веков: направления и течения. Вып. 6. Екатеринбург, 2002 Losy koncepcij systemovych w
literaturoznawstwie rosyjskim XX wieku // Dialog.
Komparatywistyka.Literatura. Warszawa. 2002. S. 89-114.
О стратегических принципах единой системы литературного образования школьников// Преподавание и изучение русского языка и литературы в контексте современной языковой политики России. - Материалы IV Всероссийской научно-практич. конф. РОПРЯЛ - Н.Новгород. 2002. С.139-141 Методические аспекты изучения монографической темы "Творчество Максима Горького". // Проблемы литературного образования.- Материалы VIII Всероссийской науч. практич. конф. "Актуальные проблемы филологического образования: наука, вуз, школа" 26-27 марта 2002. - Екатеринбург, 2002. - С. 209-214. От теории к методике. // Филологический класс. - 2002. № 8. - С. 5-12. Спасать литературу - спасаться литературой. О статусе предмета "Литература" в российской школе // Мир русского слова. - СПб., 2002. - № 3(11). - С. 58-65 Траектории "экспериментирующей эпохи" (О русской литературе ХХ века). // Вопросы литературы. - 2002. - № 4. - С. 3-45. Выступление на "Круглом столе" - Школьный учебник литературы глазами учителя: // Филологический класс. - 2002. - № 8. - С.88-90. Поэма А.Твардовского "За далью - даль": преодоление соцреалистического канона // Филологические науки. 2001, №2. С.13-22. Песня и плач. (О "Последнем поклоне" Виктора Астафьева)//Литература в школе. 2001, №7. С.13-15. Восторг и трепет бытия. (Рассказы Юрия Казакова)// Литература. (Еженедельное приложение к газете "Первое сентября") 2001, №7. "Уходящая натура", или Самый поздний Катаев // Октябрь. 2001, №5. С. 158-0165. По принципу антисхемы (О романе А.Солженицына "В круге первом") // Звезда. 2001, №;8. С. 191-205. Kрик сердца. (Творческий облик В.Астафьева) // Урал, 2001, № 10. С.225-245. Теоретические основы курса литературы в 5-7 классах // Филологический класс. №6 (2001) С.5-9. Песня и плач. ( О "Последнем поклоне" Виктора Астафьева) // Художественный язык литературы 20-х годов ХХ века. Сб. ст. Самара. 2001. С. 248-246. "И время было мной, и я был им…" (Поэты-шестидесятники) // Урал, 2000. №1. С.155-167. От мифов о войне к правде о человеке // Война и литература: 1941-1945. (Материалы междунар. конф. ) Екатеринбург, 2000. С.5-19. Автобиография выбитого поколения // Война и литература. Материалы междунар. конф. Екатеринбург, 2000. С.133-151. Об изучении русской литературы первой половины ХХ века: "гамбургский счет" и школьный курс// Проблемы литературного образования школьников.- Материалы VI зон. конф. "Филологический класс: наука-вуз-школа". Екатеринбург, 2000. Ч.1. С.84-89. Благодаря и вопреки. (Провинциальный журнал в годы застоя) // Урал. 2000, №11. С.217-228. Парадоксы "Русского леса" // Вопросы литературы. 2000. №6. С.29-58. 20 век - "барочная эпоха"? // Культура эпохи барокко.- Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2000. С.28-33. Об изучении теории литературы в старших классах // Литература в школе. 2000. №5. С.104-111. Драматургия Н.Коляды // Литература Урала: очерки и портреты. Пособие для учителя. Екатеринбург, 2000. С.511-534. Здравый смысл против кульбитов власти // Урал. 1999. № 7. С. 170-179. Теория литературы в старших классах // Филологический класс. № 3 (1999). С. 35-39. Маргиналы Вечности, или между "чернухой" и светом // Современная драматургия. 1999. №10-12. С. 156-172. Уроки "зрелой словесности" (О пушкинских "парадигмах"). // Урал. 1999. № 6. С. 170-179. О единой системе литературного образования // Литература в школе. 1998. № 4. С.150-155. Под маской соцреализма: роман Л.Леонова "Русский лес" // Русская литература ХХ века. Вып. 4. Екатеринбург, 1998. С. 173-02. Теория литературы в старших классах // Филологический класс: проблемы, тенденции, перспективы работы. Тезисы IV зональной конференции "Филологический класс". Екатеринбург, 1998. С. 7-9. ХХ век как литературная эпоха // V Ручьевские чтения. Русская литература ХХ века: типы художественного сознания. Магнитогорск, 1998. С.5-11. Литература Урала в 1960-70-е годы. Динамика прозы // Литература Урала: очерки и портреты. Пособие для учителя. Екатеринбург, 1998. С. 267-268, 310-333. Н. Г. Никонов // Литература Урала: очерки и портреты. Пособие для учителя. Екатеринбург, 1998. С. 334-355. Б.А. Путилов // Литература Урала: очерки и портреты. Пособие для учителя. Екатеринбург, 1998. С. 366-379. А.С. Филиппович // Литература Урала: очерки и портреты. Пособие для учителя. Екатеринбург, 1998. С.379-397. Р.Ш. Валеев // Литература Урала: очерки и портреты. Пособие для учителя. Екатеринбург, 1998. С. 397-414 О единой системе литературного образования // Филологический класс. № 2. (1997). В художественном мире Михаила Булгакова. (Рецензия на монографию В.В. Химич "Странный реализм") // Русская литература. 1997. №4. Если оглянуться вокруг: о литературе Урала // Преображение Урала. 1996. № 1. Творческая индивидуальность и традиция: семантические ресурсы "памяти жанра" в поэме А.Ахматовой "Реквием" // ХХ век. Литература. Стиль. (Коллективная монография). Вып. 2. УрГУ. Екатеринбург, 1996. О единой системе литературного образования в школе // Научно-практическая конференция "Филологический класс: проблемы, тенденции, перспективы работы". Тезисы докладов и сообщений. УрГПУ. Екатеринбург, 1996. Провинциальный журнал в эпоху застоя // III Дергачевские чтения. Тезисы докладов и сообщений. УрГУ. Екатеринбург, 1996. Филологический класс: от замысла к воплощению // Филологический класс. № 1. Екатеринбург. Kосмос и Хаос как метамодели мира: к отношению классического и модернистического типов культуры // Русская литература ХХ века: направления и течения. Вып. 3. УрГПУ. Екатеринбург, 1996. "Русскоязычная литература" - перекресток культур // Literatura: heterogenicznost kultury. (Poetika: obraz swiata). Warszawa, 1996. S. 32-41. Kосмос и Хаос как метамодели мира. (К отношению классического и модернистического типов культуры) // Sbornik praci filosoficke fakulty Brn?nsk? University. Brno, 1996. S. 213-220. Евангелие от Слаповского. (О романе А. Слаповского "Первые взоры пришествия") // Урал. 1995. № 1. Пространство Вечности. (О динамике хронотопа в литературе советской эпохи) // Русская литература ХХ века: направления и течения. Вып. 2. Екатеринбург, 1995. Яков Осипович Зунделович // Русская литература ХХ века: направления и течения. Вып. 2. Екатеринбург, 1995. От мифов о войне к правде о человеке // Международный симпозиум "Вторая мировая война и литература". УрГПУ. Екатеринбург, 1995. Kонцептуальные основы и перспективы работы по программе "Филологический класс" // Научно-практическая конференция "Филологический класс: предварительные итоги и перспективы работы". Тезисы докладов и сообщений. УрГПУ. Екатеринбург, 1995. Новая концепция школьного курса "Русская литература ХХ века" // Научно-практическая конференция "Филологический класс: предварительные итоги и перспективы работы". Тезисы докладов и сообщений. УрГПУ. Екатеринбург, 1995. Мифы о войне и правда о человеке // Урал. 1995. № 10-11. Метасюжет книги как явление стиля. (О.Мандельштам "Камень") // Литература ХХ века. Стиль. (Коллективная монография). Екатеринбург, 1994 Парадоксы коммунального сознания. (О романе В.Астафьева "Прокляты и убиты") // Урал. 1994. № 2-3. Бремя и величие скорби. (Поэма "Реквием" в контексте творческого пути А.Ахматовой) // Урал. 1994. № 12. Мандельштам и Бахтин // М.М.Бахтин и перспективы гуманитарных наук. Витебск, 1994. Старый портфель со стихами. (О проф. Я.О. Зунделовиче, теоретике и историке литературы) // Литературная газета. 1993. 3 нояб. Kосмос и Хаос как метамодели художественного мира // Международная конференция "Поэтика литературных жанров и течений в свете эстетики и поэтики Р.Якобсона. Сборник тезисов. Брно, 1993 Новая концепция школьного курса "Русская литература ХХ века" и его основные методические принципы // Российско-американский семинар по проблемам образования. Екатеринбург, 1993. "Реквием" А.Ахматовой в свете памяти жанра // II Ахматовские чтения. - Одесса, 1991. Исповедь благополучного еврея. (Два разговора с Вячеславом Kурицыным о литературе и не только о ней) // Урал. 1991. № 4. "И я хочу Интернационала добрых людей…" (Национальные голоса и общечеловеческие святыни в "Конармии" И.Бабеля) // Литературное обозрение. 1991. № 10. О концепции курса русской литературы советской эпохи. (Из опыта работы) // Проблемы преподавания русской литературы ХХ века в вузе и школе. Екатеринбург, 1991 Теоретические проблемы изучения русской литературы ХХ века. (Предварительные замечания) // Русская литература ХХ века: направления и течения. Вып. 1. Екатеринбург. 1991. "В метельный леденящий век…" (О "Колымских рассказах" В.Шаламова) // Урал. 1991. № 3. Пространство Вечности // Международный симпозиум "Художественное пространство и время в русской литературе". (МАПРЯЛ) Сборник тезисов. София. 1991 "Это - моя архитектура" (В поэтическом мире О.Мандельштама) // Урал. 1991. № 12. Логика бунта: к характеристике художественной системы раннего Маяковского // Проблемы взаимодействия метода, стиля и жанра в советской литературе. Свердловск, 1990 Живые традиции и мертвые догмы // Избавление от миражей: соцреализм сегодня. Советский писатель. М., 1990 Суд уже идет. (Kниги о сталинщине) // На смену! 1989. 10 фев. В поисках птицы Самрух. (Литературный портрет Рустама Валеева) // Урал. 1989. № 11. Жанровые системы литературных направлений и течений // Взаимодействие метода, стиля и жанра в современной литературе. Свердловск. 1988 "Та горсть земли…" Литературно-критические статьи // Средне-Уральское книжное издательство. Свердловск, 1988 Закон сопротивления. (О творчестве Б.Путилова) // Урал. 1988. № 11. Посреди России. (Предисловие к роману А.Филипповича "Житие") // Средне-Уральское книжное издательство. Свердловск, 1986 Достоинство будней (Послесловие к книге А.Филипповича "Моя тихая родина") // Средне-Уральское книжное издательство. Свердловск. 1985 Поединок с судьбой. (О повестях В.Быкова) // Урал. 1985. № 5. Теоретическая модель жанра // Zagadmenia Rodzaj?w Literackich. Т. XXVI. Z. 1(51). L?dz, 1984 Открытия и опыт // Советская литература. 1984. № 88 (на японском языке) Открытия и опыт // Советская литература. 1984. № 11 (на чешском языке) Мужской разговор (заметки о творчестве Г. Бокарева) // Урал. 1984. № 12 Взаимодействие жанровой и стилевой структур в лирической прозе. (В.Катаев "Святой колодец") // Взаимодействие жанра и стиля в советской литературе. СГПИ. Свердловск, 1984 Открытия и опыт. (Заметки о жанровом многообразии современной литературы) // Литературное обозрение. 1983. № 6. Мироздание по Шукшину // Урал. 1982. № 3. "Та горсть земли…" (Тема отчего дома в современной прозе Урала) // Урал. 1982. № 6. Перепечатано: Литературное обозрение. 1982. № 6. О жанре и его месте в литературно-критическом анализе // Литературный художественный процесс 70-х гг. в зеркале критики. М., 1982 Жанровые идеи М.М.Бахтина // Zagadmenia Rodzaj?w Literackich. Т. XXIV. Z. 1(46). L?dz, 1981 Загрузить "Не пришло ли время воздавать Земле?" (О публицистической поэме Н.Никонова "След рыси") // Урал. 1981. № 7. Чистые родники. (О творчестве Н.Никонова) // В кн.: Н.Никонов. Дальние берега. Свердловск. 1980 О теоретических принципах изучения историко-литературного процесса. (К характеристике системы "метод - стиль - жанр") // Проблемы типологии литературного процесса. Пермь. 1980 Цена цельности. (О современном литературном герое) // Литературное обозрение. 1980. № 8. Испытание на человечность. (О жанровой доминанте романов Ю.Бондарева) // Литературная учеба. 1979. № 1. Система "метод - стиль - жанр" в историко-литературном процессе // Проблемы литературных жанров. Томск. 1979 Современное зарубежное литературоведение об истории жанровой проблематики // Проблемы жанра в зарубежной литературе. Вып. III. Свердловск. 1979 Проблемы методологии изучения историко-литературного процесса в современном советском литературоведении // Проблемы типологии литературного процесса. Пермь. 1978 Потенциал жанра. (Из наблюдений над современной повестью) // Север. 1978. № 3. Выступление в дискуссии "Литература как открытие" // Урал. 1978. № 1. Дорога к родникам. (О творчестве А.Филиповича) // Урал. 1978. № 4. "Свет памяти". (Заметки о фильме "Подранки") // Уральский рабочий. 1978. "Поэтика" Аристотеля и некоторые вопросы теории жанра // Проблемы жанра в зарубежной литературе. Научные труды СГПИ. Сб. 259. Свердловск. 1976 "Kак закалялась сталь" и некоторые тенденции в художественной прозе начала 30-х годов // Художественный метод и творческая индивидуальность писателя. СГПИ. Свердловск. 1976 Герои ведут спор. (О современной повести) // Урал. 1976. № 3. K вопросу о сущности категории "жанр" // Жанр и композиция литературного произведения. Калининград, 1976 Жанр и проблема художественной целостности // Проблема жанра в англо-американской литературе. Свердловск, 1976 Жанр и проблема художественной целостности // Проблемы литературных жанров. Межвузовская конференция. Томск, 1975
Трудная дорога возвышенья. (О новых произведениях В.Шукшина) // Сибирские огни. 1974. № 8.
Горизонты романтика. (О творчестве С. Мелешина) // Урал. 1974. № 1. K вопросу о сущности категории "жанр" // Вопросы специфики жанров художественной литературы. Минск. 1974 "Права" и "обязанности" жанра. (О современной повести) // Урал. 1973. № 7. K вопросу о художественном потенциале документального произведения // О художественно-документальной литературе. I. Уч. зап. ИвГПИ. Т. 105. Иваново, 1972 K вопросу о художественности в документальном повествовании // Художественные документальные жанры. Иваново. 1970 Испытание памятью. (Новые тенденции в современной военной прозе) // Урал. 1970. № 6. "Стать человеком и самим собой". (О тенденциях современной литературы) // Урал. 1967. № 1. Свое начало. (О дебютах молодых литераторов) // Урал. 1967. № 12. Диалектика преодоления. (О творчестве С. Мелешина) // Урал. 1966. № 1. Выступление в дискуссии "Современный рабочий класс и литература" // Урал. 1966. № 3. Возраст и время // Урал. 1966. № 6. Испытание войной. (Некоторые особенности конфликта в современной художественной прозе о Великой Отечественной войне) // Человек и общество. Уч. зап. СГПИ. Свердловск, 1966 Активизация учащихся на уроках эстетического воспитания // Опыт проведения занятий по курсу "Эстетическое воспитание" в профтехучилищах. М., "ВШ", 1965 Солдатами становятся. (О современной военной повести) // Урал. 1965. № 5. "Сыскал перо - так добывай Жар-птицу". (Современная литература о молодежи) // Урал. 1964. № 2. Воспитание человечностью и правдой. (О романах K.Симонова) // Урал. 1964. № 12. Им надо верить. (Заметки о прозе молодежных журналов) // На смену! Свердловск. 1962 Бороться и искать. (О романе Д. Гранина "Иду на грозу") // На смену! Свердловск. 1962 В соавторстве: Целостный анализ рассказа А.М.Горького "Старуха Изергиль" (Урок по опережающим заданиям)// Литература в школе. 2003, №7. С. 29-34. (в соавт. с Сапир А. М.) О системе изучения современной русской литературы в 8-11 классах. // Проблемы литературного образования: Материалы IX Всерос. науч. практич. конф. "Актуальные проблемы филологического образования: наука, вуз, школа". Кн. 1. Екатеринбург, 2003. С. 15-22. (в соавт. с Сусловой Н.Е.) Урок-конференция "Проблемы идеала в "Сказках об Италии" М. Горького". // Филологический класс. - 2002. - № 7. (в соавт. с Сапир А. М.) О метажанре соцреализма// Русская литература ХХ века: направления и течения. Вып. 5. Екатеринбург, 2000. С.183-206. (в соавт. с Володиной Е.Н.) Современная русская литература в школе: стратегия курса // Филологический класс. №4 (2000). С.14 -27. (в соавт. с Липовецким М.Н.) Проблемная беседа по публицистической книге М.Горького "Несвоевременные мысли"// Литература. (Приложение к газете "Первое сентября") 2000, №4. С.2-3. (в соавт. с Сапир А.М.) Воробьев Kонстантин Дмитриевич // Русские писатели 20 века. Биогр. словарь. БРЭ. М., 2000. С.166-168. (в соавт. с Розиным Н.П.) Об обучении современной русской литературы в школе // Проблемы литературного образования школьников: Материалы V зональной конф. "Филологический класс". Екатеринбург, 1999. С.7-11. (в соавт. с Липовецким М.Н.) Современная русская литература в школе: стратегия курса// Филологический класс. №4 (1999) С.14-27. (в соавт. с Липовецким М.Н.) Литература как учебный предмет в начальной школе в системе единого литературного образования: (Из опыта работы проблемной лаборатории) // Филологический класс: наука-вуз-школа // Филологический класс: наука-вуз-школа. Материалы VI научно-практической конференции. Екатеринбург, 1999.-Ч. 1.С. 36-38. (в соавт. с Гринберг Б. М.) Изучение обзорных тем на уроках литературы в старших классах:(Из опыта работы проблемной лаборатории) // Филологический класс: наука-вуз-школа. Материалы VI научно-практической конференции. Екатеринбург, 1999. Ч. 1. (в соавт. с Козьминой Д. С.) Kак изучать литературу Урала в школе. // Литература Урала: очерки и портреты. Пособие для учителя. Екатеринбург, 1998 (в соавт. с Созиной Е.К., Литовской М.А.) Введение. // Литература Урала: очерки и портреты. Пособие для учителя. Екатеринбург, 1998. С. 5-11. (в соавт. с Созиной Е.К.) О симфонизме романа Б.Пильняка "Голый год" // -усская литература ХХ века: направления и течения. Вып. 2. Екатеринбург, 1995 (в соавт. с Антиповой Л.Н.) Жизнь после смерти, или Новые сведения о реализме. // Новый мир. 1993. № 7. (в соавт. с Липовецким М.Н.) Между Хаосом и Kосмосом. (Рассказ в контексте времени). // Новый мир. 1991. № 7. (в соавт. с Липовецким М.Н.) |
|
(c) ИФИОС "Словесник" 2009 | Все права защищены, цитирование материалов сайта допускается только при условии ссылки на источник цитирования. Права на размещенные научные работы принадлежат их авторам. |