"Словесник" лого Информация

Направления работы

Сотрудники

Издательская деятельность

Объявления и анонсы

Информация

Контакты

Российское общество преподавателей русского языка,
Уральское отделение Российской академии образования,
Уральский государственный педагогический университет,
Уральский государственный университет им. Горького,
Пермский государственный педагогический университет,
Удмуртский государственный университет,
Южно-Уральский государственный университет,
Институт филологических исследований и образовательных стратегий  «Словесник»
Объединенный музей писателей Урала

 
 
Уважаемые коллеги!

 

 Приглашаем вас принять участие

 в

Филологических Чтениях, 

посвященных 65-летию Победы

в Великой Отечественной войне

 

Екатеринбург,

5-6 мая 2010 года

 

Программа чтений включает Круглые столы,

на которых предполагается обсудить следующие вопросы:

 

·        Литература периода Великой Отечественной войны и литература о войне: проблемы поэтики

·        Трансформации художественных интерпретаций Отечественной войны

·        Рецепция Второй мировой войны в современной культуре

·        Книги о Великой Отечественной войне на уроках литературы

 

Приглашаем принять участие  в Чтениях  учителей-словесников, методистов, ученых-филологов и др.

 

            Формы участия:

·  Круглые столы по перечисленным  направлениям:
-  выступление с докладом  (не более 30 мин.);
-  участие в дискуссии. (10 мин.)
·   Заочное участие – публикация статьи в сборнике материалов конференции.

 

Для очного участия в  Чтениях необходимо до  10 марта 2010 г. представить  заявку с указанием:

- данных о докладчике (ФИО, место работы, ученое звание и ученая степень, почтовый адрес, телефон, e-mail);

- темы выступления,

- подробной аннотацией доклада,

- потребности в обеспечении гостиницей.

 

Тексты для публикации выступлений (печатный и электронный варианты) будут приниматься во время регистрации участников, а также в течение 2 недель после Чтений по электронной почте. Организационный взнос – 300 рублей  (оплачивается во время регистрации).

 

Для заочного участия необходимо до 10 марта 2010 г. представить заявку с информацией об авторе статьи (ФИО, место работы, ученое звание и ученая степень, почтовый адрес, телефон, e-mail) и статью для публикации сборнике.

Стоимость публикации: 150 руб. за 1 стр.

Требования к оформлению: Ориентировочный объем доклада –  до 16 тыс. знаков, формат файла - *doc;  Times New Roman, кегль 12, через 1 интервал. Ф.И.О. автора и место работы указывается в верхнем углу, ниже через 2 интервала – название текста, сноски на соответствующей странице.

Оргкомитет оставляет за собой право отбирать статьи для публикации.  

Контакты: 

620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, к. 262

Уральский государственный педагогический университет

ИФИОС «Словесник» 

Телефон/факс: (343) 235-76-41, 235-76-66 

e-mail: slovesnik@mail.ur.ru 

Секретарь оргкомитета:

Соколова Татьяна Сергеевна



__________________________________________________________________________________________________

Резолюция
XIV Всероссийской научно-практической конференции словесников «Классика и современность»
 (26-28 февраля 2009 г.)



В настоящее момент, когда российское образование переживает ситуацию кризиса, культурная и образовательная политика государства не может не считаться с целым рядом требований, предъявляемых временем современным школам (как общим, так  и высшим).

Важнейшими проблемами в этом случае становятся:
1. Формирование общих целей литературного образования
2. Поиск и разработка новой системы методических   технологий.

Задача педагогического сообщества гуманитариев состоит в разработке общей образовательной стратегии и продуктивной  ее реализации. В качестве мер в осуществлении этой важнейшей задачи участники конференции предлагают:

1. Отказаться от дискредитировавшего себя экстенсивной стратегии  литературного образования и перейти к стратегии интенсивной. Считать главным критерием литературной образованности не количество прочитанных учеником художественных текстов, а овладение им культурой чтения – умение искать эстетические смыслы.

2. Программа литературного образования российских школьников должна быть направлена на воссоздание единства культурного процесса, внимание школьников следует привлекать к процессу развития и обогащения культуры и литературы.

3. Истинными целями литературного образования современного школьника должно стать формирование развитого кругозора, «культурного фона», который немыслим без воспитания у школьников уважения к прошлому и к культуре народов-соседей, знания шедевров мировой литературы. И в этом контексте проблему соотношения классики и современности можно считать одной из центральных методических проблем.

4. Создаваемый предметами гуманитарного цикла «культурный фон» должен быть  «сеткой координат», которая станет основой для дальнейшего художественного развития личности учащегося, для формирования квалифицированного, эстетически чуткого  читателя.

5. Неотложной необходимостью является профилирование старших классов. Это одно из важнейших стратегических звеньев в реформе образования. Планируемый переход на 12-летний цикл обучения возможен только при условии перевода всех старших классов на профильное обучение, доскональную разработку научно-методического обеспечения каждого из профилей. Тревогу вызывает и способ оценивания литературной грамотности старших школьников. По мнению участников конференции, представляющих   педагогические коллективы общеобразовательных школ, институтов и университетов России, внедрение Единого государственного экзамена по литературе не позволяет объективно оценивать литературную образованность выпускников, зато провоцирует подмену обучения натаскиванием.

6. Все вышесказанное делает очевидным ряд конкретных мер:
- тщательный отбор и  формирование общего списка изучаемых в школе (с 1 по 11 классы)  литературных произведений;
- корректировка требований, предъявляемых к теоретическим знаниям учащихся;
- сочетание проблемно-тематического изучения с историко-литературными ориентирами;
- систематическое информационное обеспечение исследовательской и методической работы словесников;
-  укрепление связей между  вузовским и общим образованием, распространение новых литературоведческих и методических идей, обобщение  опыта филологического образования.



Екатеринбург,
28 февраля 2009 г.



___________________________________________________________


ОТЧЕТ

О  XIII  ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КУЛЬТУР: ЛИТЕРАТУРА И ЛИНГВИСТИКА
 (ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ)»

   
 XIII Всероссийская научно-практическая конференция ««Взаимодействие национальных художественных культур: литература и лингвистика  (проблемы изучения и обучения)» проводилась Институтом филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник» Уральского отделения Российской академии образования совместно с Уральским государственным педагогическим университетом  и Институтом развития регионального образования Свердловской области 23-24 октября 2007 года. В качестве соорганизаторов конференции выступили также Уральский Межрегиональный институт общественных наук (УрГУ) и Межвузовский научно-исследовательский центр «Евразийский проект» (БГПУ).
     Впервые конференция была проведена в 1994 году как зональная  конференция «Филологический класс: проблемы, тенденции, перспективы работы», и с этого времени проводилась ежегодно. В 2002 году конференция получила  статус Всероссийской. С  2004 года конференция  включается в планы годовых  мероприятий Российского общества преподавателей русского языка и литературы.

Число участников:
     Было заявлено более 100 докладов. Вниманию участников конференции было предложено более 50 докладов.
     Присутствовало более 200 слушателей – учителей-словесников Екатеринбурга и Уральского региона, а также студентов факультета русского языка  и литературы Уральского государственного педагогического университета (1-5 курсов).
    В  работе конференции приняли участие представители образовательных учреждений разных  регионов Российской Федерации и ближнего зарубежья: Екатеринбурга и Свердловской области, Москвы, Нижневартовска, Челябинска, Ижевска, Кирова, Томска, Бирска, Новосибирска, Уфы, Тюмени, Москвы, Барнаула, Новосибирск, Минска и др.
     Информация о конференции была опубликована в газете «Уральский рабочий» и в электронных средствах массовой информации (порталы «Рутениа», сайт УрГПУ, сайт РГГУ,  сайт «Словесника», сайт Управления образования г. Екатеринбурга (www.eduekb.ru), информационно-образовательные порталы «Gramota.ru», «Uralucheba.ru»), анонсирована на радио «Эхо Москвы- Екатеринбург»)
 
Специально приглашенные участники:

    М.А. Литовская, д-р филол. наук, проф. Уральского государственного университета (г. Екатеринбург)
    Е.А. Подшивалова, д-р филол. наук, проф. Удмуртского государственного университета  (г. Ижевск)
    Т.Л. Рыбальченко, д-р филол. наук, проф. Томского государственного университета ( г. Томск)
    Л.И. Стрелец, канд. пед. наук, доц. Челябинского государственного педагогического университета (г. Челябинск)
    В.В. Химич, д-р филол. наук, проф.  Уральского государственного университета (г. Екатеринбург)
    О.К. Лагунова, канд. филол. наук,  доц. Тюменского государственного университета. (г. Тюмень)
    Д.Ф. Загидуллина  д-р филол. наук, проф. Казанского государственного университета      ( г. Казань).
    В.А. Мазин, канд. культурологических наук, доцент Нижневартовского государственного гуманитарного университета (г. Нижневартовск)
    Р.К. Амиров, д-р филол. наук, проф. Башкирского государственного педагогического университета (г.  Уфа)
   
Е.В. Пономарева д-р филол. наук, доц. Южноуральского государственного университета (г. Челябинск)
    О.А. Михайлова,  канд. филол. наук, доц. О. В. Потапова
    К.И. Демидова д-р филол. наук, проф. Уральского государственного университета (г. Екатеринбург)
    Б.Ю. Норман, д-р филол. наук, проф , Белорусский государственный университет (г. Минск)
    А.Г. Шайхулов Башкирской государственный университет (г. Уфа)

К открытию конференции  были подготовлены следующие издания:
1.    Сборник пленарных докладов конференции. Екатеринбург, 2007 г.
2.    Региональный методический журнал словесников Урала «Филологический класс», 2006 г., №18. В числе  соучредителей этого издания  указано Российское общество преподавателей русского языка и литературы.
3.    Подготовлен сборник материалов, представленных на методических секциях.

Работа конференции осуществлялась  в рамках  четырех  круглых столов:
      
- Русская литература России и СНГ.
      - Русская в мировом литературном контексте: контактные, генетические и типологические связи.
      - Лингвистические аспекты взаимодействия культур
      - Диалог культур: проблемы изучения и обучения.

Также была организована работа четырех секций (с подсекциями) по указанным выше направлениям.
                              
    Проблематика конференции:
     Конференция 2007 года проводилась в формате круглых столов. Были организованы четыре Круглых стола, на которых выступили крупные специалисты по изучению взаимодействия национальных художественных культур в области литературы и лингвистики. Докладам сопутствовала свободная дискуссия, живое обсуждение заявленных проблем.
     Центральной проблемой конференции стала актуальная для современного российского общества проблема взаимовлияния национальных художественных культур, изучение которой связано с целым комплексом сложных вопросов: каковы механизмы взаимодействия  национальных художественных культур? какие конкретно процессы взаимодействия национальных художественных культур протекают в XXI в.? каков эвристический эффект изучения подобных взаимодействий? Очевидно, что задача современного образования не может быть ограничена воспитанием толерантности - терпимого отношения к другому народу, другой национальной психологии, она заключается в привлечении интереса  к «Другости» – к иному мировидению, иной культуре, иному складу художественного мышления. Потому в применении к воспитанию и образованию молодого поколения особо важную роль приобретают поиск и разработка методических путей изучения межкультурных диалогов в литературе и лингвистических дисциплинах.
     В дискуссии первого дня обсуждались  контакты русской литературы с литературами стран ближнего зарубежья, методические подходы к изучению взаимодействия национальных культур в школе и вузах. Дискуссия второго дня была посвящена типологическим схождениям русской и зарубежной литератур, литературным влияниям и проблеме национальной самобытности русской литературы.
     
Разнообразен был спектр обсуждаемых вопросов в ходе работы проблемных секций. Участниками конференции были предложены классификации видов и форм творческих контактов русских и иноязычных писателей, в рамках которой исследование взаимовлияний может оказаться более продуктивным; даны рекомендации, касающиеся возможности проведения факультативов, спецкурсов по проблеме конференции, продемонстрированы и подтверждены исследованием конкретных художественных текстов различные методики постижения взаимодействия национальных литератур. В ряде докладов исследователей-лингвистов значительное внимание уделялось и вопросу взаимодействия речевых культур внутри русского языка, рецепции «образа» русского языка, решению лингвокультурологических  проблем в ходе изучения культуры  разных регионов России, в том числе Урала.
     В качестве практических результатов работы конференции следует считать  не только предложенные в ряде докладов и сообщений методические подходы к исследованию национальных художественных культур, но и  те проблемы теоретического и методического характера, которые были обозначены участниками конференции и которые ждут своего решения в будущем.
     Следует подчеркнуть перспективность предложенной темы конференции, огромный эвристический и воспитательный потенциал исследований, проводимых в рамках данной, пока еще начинающей разрабатываться, проблемы.


Резолюция конференции:


Проблема взаимодействия национальных художественных культур в настоящее время приобрела колоссальное значение для жизни и благополучного будущего России. От ее решения зависит, будет ли наша многонациональная страна с огромным богатством и многообразием этносов  Цветущим Древом жизни или превратится в бочку с гремучей смесью. Традиционно считается, что решение этой проблемы состоит в формировании толерантного сознания. Но, по мнению участников конференции,  для обеспечения добрососедства этносов толерантности, то есть терпимости, недостаточно: необходимо создание атмосферы согласия между нациями и народностями, населяющими современную Россию, а также ее ближайшими соседями, бывшими республиками СССР. Согласие же может рождаться только на основе взаимопонимания, а взаимопонимание – на почве интереса к особенностям менталитета и культуры народа-соседа. По мнению участников конференции, атмосфера согласия может существовать, если будет сформировано (восстановлено) единое культурное пространство, где будет происходить взаимопересечение, взаимопознание, взаимодействие разных национальных культур. Участники конференции полностью разделяют позицию великого русского ученого академика Д.С. Лихачева: «Культура является основой социального и экономического развития народов, государств и цивилизаций, духовного и нравственного провозглашения человека». Участникам конференциям также близка мысль члена-корреспондента РАН П.А.Николаева, что культура является фактором национальной безопасности.Восстановление и упрочение единого культурного поля на всем пространстве России и бывшего Советского Союза становится главнейшей задачей всей культурной политики государства и образовательной деятельности всего педагогического сообщества страны.

Важнейшими стратегическими проблемами в этом направлении становятся:
1.    развитие научных представлений о природе национально-художественных явлений и о межнациональном взаимодействии художественных культур;
2.    поиск методических путей формирования интереса и понимания культур народов-соседей.

Участники конференции констатируют, что до сих пор нет четко выработанной государственной национальной политики, которая должна быть закреплена в федеральных законах и подзаконных актах. Поэтому деятельность государственных и общественных организаций, занимающихся национальными проблемами, носит несистематический, спонтанный характер. Задача педагогического сообщества и, прежде всего, гуманитарной его части, состоит в разработке стратегии системного обеспечения, упрочения и оптимального функционирования единого культурного пространства в России.

В качестве неотложных мер в осуществлении этой важнейшей задачи участники конференции считают:
1.    Принять в самое ближайшее время федеральными законодательными органами «Декларации прав культуры», положив в ее основу проект академика Д.С. Лихачева.
2.    Привлечь интерес ученых-филологов:
- к исследованию теоретических вопросов взаимодействия национальных художественных культур;
- к изучению исторического развития многонациональной литературы России; особое внимание уделять явлениям контактных, генетических и типологических связей между русской литературой и литературой других народов России;
- расширить поле сравнительно-исторических исследований, посвященных изучению места и роли русской литературы в мировом художественном процессе.

Необходимо привлечь интерес исследователей к изучению языковых процессов в России в новых исторических условиях: открытость контактов между гражданами России и окружающим миром, резкая активизация миграционных процессов внутри России, между Россией и бывшими республиками СССР.

Особой заботы требует сохранение национальных языков малых народов России: необходимо разрабатывать образовательную стратегию и методическую тактику обучения национальным языкам в многонациональной российской школе.

Особое внимание уделять изучению феномена билингвизма, выделять специальные гранты Министерства образования, РАН и РАО для осуществления научно-исследовательских проектов по этому направлению.

В целях педагогического обеспечения выполнения задач по формированию и упрочению единого культурного пространства конференция рекомендует:
1. Восстановить во всех педагогических вузах и классических университетах курс «Сравнительное литературоведение», добавив к традиционным разделам вопрос о взаимосвязях русской литературы с литературами народов России и бывшего СССР.
2. Ввести на всех факультетах, готовящих учителей-словесников, учебный курс «Многонациональная литература России».
3. Разрабатывать спецкурсы, спецсеминары и факультативы по изучению национальных литератур региона, по методическим аспектам лингвистического образования школьников, для которых русский язык не является родным.
4. Разработать и ввести в ряд базовых предметов школьного образовательного стандарта учебный предмет «Художественная культура народов России: литература, изобразительное искусство, музыка», который должен преподаваться в течение всех лет учебы в школе.
5. Ввести в вузах специализацию «Учитель русского языка и литературы в многонациональной школе». Открыть магистратуры по этому же профилю. Разработать соответствующее научное и методическое обеспечение названных специализаций.
6. Перевести в базовый компонент школьного образовательного стандарта дисциплину «Мировая художественная культура», начиная с 5 класса. Учитывая современные миграционные процессы и тенденции экономического развития, следует, наряду с традиционными разделами о художественной культуре Европы и Америки, ввести раздел о художественных культурах Востока.
7. Организовать при ИРРО Свердловской области курсы подготовки и переподготовки учителей по дисциплинам «Многонациональная литература России» и «Языки народов России».
8. Наладить систематическое информационное обеспечение исследовательской и методической работы в области взаимодействия национальных художественных культур. В частности, с этой целью ввести специальный раздел на сайте ИФИОС в Интернете и постоянную рубрику в журнале «Филологический класс».
9. Обратиться к Министерству образования Свердловской области с настоятельной просьбой переиздать учебно-методический комплекс «Литература Урала» с необходимыми дополнениями и изменениями.




Председатель оргкомитета,                                                                        Н.Л.Лейдерман
директор ИФИОС УрО РАО,
д-р. филол. наук, проф.                                                                      

Ответственный организатор,                                                                     О.Ю.Багдасарян
канд. филол. наук., доц.

Уч. секретарь ИФИОС  УрО РАО                                                             А.В.Колмаков

(c) ИФИОС  "Словесник" 2009 Все права защищены, цитирование материалов сайта допускается только при условии ссылки на источник цитирования. Права на размещенные научные работы принадлежат их авторам.
Используются технологии uCoz