Русская литература ХХ—XXI веков: Направления и течения. Выпуск 7 | |
Периодические издания >> Русская литература ХХ—XXI веков: Направления и течения. Выпуск 7 | |
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Н.Л. Лейдерман Уральский государственный педагогический университет Судьбы системных идей в русском литературоведении ХХ века Статья посвящена истории
возникновения и развития системно-структурных идей в отечественном
литературоведении, анализируется эвристический потенциал и определяются
«пределы» этой методологии.
ПОЭТИКА И СЕМАНТИКА
Н.А. Петрова, Е.А. Симонова Пермский государственный педагогический университет Ф. Сологуб и О. Мандельштам - мотив «качания» В результате сопоставительного
анализа стихотворений Ф. Сологуба и О. Мандельштама, содержащих мотив
«качания» и реализующие его образы (качели, маятник),
делается вывод о весомости «символистской» составляющей в
творческом генезисе О. Мандельштама и, вместе с тем, демонстрируется
основное направление переосмысления им мотива «качания» в
сторону приятия полноты бытия.
Н.В. Барковская Уральский государственный педагогический университет «Итальянский текст» как этап творческой саморефлексии в русской литературе Данная статья дополняет ряд
публикаций других исследователей (Г.Г. Шмакова, В.В. Иванова, Н.Е.
Меднис, М.П. Гребнева) по данной теме. Предпринята попытка рассмотреть
стихотворения с итальянской тематикой, созданные в 1910-е гг. поэтами
разных эстетических ориентаций, в качестве единого «поля»,
на котором разворачивалось взаимодействие символистских и акмеистских
тенденций.
О.В. Рябкова Уральский государственный университет Б. Пастернак и Д. Хармс: два пути к лингводицее В статье рассматриваются два
способа вернуть поэтическому слову первозданное могущество,
божественную цельность и силу. Языковая гармонизация в стихотворениях
Б. Пастернака построена на сведении всего движения художеств мира к
образу слова как Слова Божьего. Напротив, Д. Хармс возрождает
сакральную сущность слова путем деконструкции обыденного языка.
Е.Н. Хрущева Уральский государственный педагогический университет Метароман в творчестве М.А. Булгакова: «Театральный роман. (Записки покойника)» В статье рассматривается эволюция
повествовательной структуры «Театрального романа»:
первоначальная «старомодная» романтическая стилистика
разрушается посредством самопародирования и внедрения в нее элементов
современной советской речи, но в процессе этого разрушения из диалога
множества стереотипных речевых конструкций рождается новое романное
слово, а романтический «роман о художнике» трансформируется
в модернистский «роман о романе».
И.В. Савельзон Оренбургский государственный педагогический университет Два народа одной судьбы. Цикл путевых заметок Василия Гроссмана «Добро вам!» (1961-62) Путевые заметки
В. Гроссмана, написанные в ходе путешествия в Армению спустя год после
запрета «Жизни и судьбы», словно стремятся компенсировать
утрату. Стремясь по жанру к философической повести, цикл «Добро
вам!» по многотемности приближается к своему «старшему
брату», великому роману. В статье проводятся и развиваются
подмеченные Гроссманом и другими писателями-евреями сходства между
культурой и историческими судьбами армянского и еврейского народов.
К 115-ЛЕТИЮ А. АХМАТОВОЙ
Творчество А. Ахматовой в контексте русской литературы
Т.А. Снигирева, М.А. Пахарукова Уральский государственный университет Пушкинский эпиграф в поэзии Анны Ахматовой В статье Т.А. Снигиревой и М.А.
Пахаруковой «Пушкинский эпиграф в поэзии Анны Ахматовой»
представлена роль пушкинского эпиграфа в богатейшей эпиграфистике
главным образом «поздней» Ахматовой. Рассмотрена его
функциональная значимость в лирике, стихотворных циклах и поэмах
Ахматовой.
С.В. Бурдина Пермский государственный университет Лиро-эпическая трилогия Анны Ахматовой В статье высказывается мысль о
том, что три поэмы А. Ахматовой («Реквием», «Путем
всея земли», «Поэма без героя») правомерно
рассматривать как трилогию. Рассматриваются общие для поэм мотивы,
пространственные (Петербург) и временные («Из года
сорокового») координаты; демонстрируются результаты
«наложения» друг на друга семантических полей трех
произведений Ахматовой. Делается вывод о трех поэмах как лиро-эпической
трилогии - «Трагической симфонии о судьбе поколения».
А.В. Тагильцев Уральский государственный педагогический университет «Вот это я тебе, взамен могильных роз…»: цикл А. Ахматовой «венок мертвым» как художественное целое В статье, посвященной одному из
наиболее значимых циклов позднего творчества А. Ахматовой, исследуются
элементы, обеспечивающие художественную целостность цикла: композиция,
лейтмотивы, метрический и ритмический рисунок. Выявляется метасюжет
цикла и определяется место «Венка мертвым» в творчестве А.
Ахматовой 1930-1960-х годов.
Л.Д. Гутрина Уральский государственный педагогический университет Стихотворение Анны Ахматовой «Немного географии»: диалог с Осипом Мандельштамом Работа посвящена проблеме диалога
О.Э. Мандельштама и А.А. Ахматовой; исследуется семантика
многочисленных отсылок к творчеству О.Э. Мандельштама 1910-30-х годов в
стихотворении А.А. Ахматовой «Немного географии».
К 105-ЛЕТИЮ А. ПЛАТОНОВА
Реальное и мифологическое в художественном мире А. Платонова
Н.П. Хрящева Уральский государственный педагогический университет Сны в художественной структуре «Чевенгура» В статье исследуются поэтика
сновидений в романе «Чевенгур», функции снов в формировании
сюжета инициации Саши Дванова, а также в выражении авторской концепции
переустройства мира. Отмечается воздействие традиций древнерусского
жанра видений и двойственность «онирического» пространства
романа, сочетающего конкретно-исторические и мифологические параметры.
С.И. Kрасовская Благовещенский государственный педагогический университет Литературный апокриф Андрея Платонова («Рассказ о многих интересных вещах») На материале одного из ранних
произведений А. Платонова исследуется литературный апокриф как особый
жанр в творчестве писателя. Анализируется процесс романизации
апокрической модели, делается вывод о роли «Рассказа о многих
интересных вещах» в формировании жанровой системы А. Платонова.
Е.Н. Проскурина Сибирская академия наук, г. Новосибирск «Мученье - первая категория жизни…» (Некоторые наблюдения над «Записными книжками» А. Платонова) Анализируя «Записные
книжки» А. Платонова, автор статьи показывает внутреннюю
противоречивость душевных исканий писателя и, вместе с тем, цельность
его этической позиции, доминантами которой являлись
«сомнение» и «детскость». В «Записных
книжках» Платонова отразились основы мироощущения писателя,
определившие неповторимый стиль его произведений.
В КОНЦЕ ВЕКА
М.Н. Липовецкий Университет штата Kолорадо, г. Болдер, США Постмодернизм без постмодерности В статье рассматривается феномен
позднего постмодернизма в России. Отмечается отсутствие в русском
постмодернизме таких фундаментальных для западной культуры
постмодерности дискурсов, как феминизм, постколониализм,
мультикультурализм, превращающее его в постмодернизм без
постмодерности, и указываются причины такой ситуации.
Е.А. Меркотун Уральский государственный педагогический университет Диалог на пороге: к характеристике пространства в одноактной драматургии Л. Петрушевской Рассматривается пространственная
организация одноактной драматургии Л.Петрушевской. В центре внимания
автора хронотоп порога, его предметное и метафорическое значение в
художественном мире одноактных пьес драматурга, роль хронотопа порога в
структуре конфликта и сюжета.
Д.Н. Багрецов Уральский государственный университет Два «послания» Тимура Кибирова В статье рассматривается,
применительно к творчеству Тимура Кибирова, проблема поэта и поэзии, их
места и роли в современной России. Влияние экономических и социальных
преобразований на судьбу культуры, новые тенденции коммерциализации
литературы, их осмысление поэтом и его выбор между коммерческим успехом
и Духовностью, - всё это становится предметом анализа.
Н.В. Барковская Уральский государственный педагогический университет Диалог с литературной классикой в современной поэзии На материале некоторых
произведений С. Гандлевского, Т. Кибирова, Л. Лосева рассматриваются
формы диалога поэтов-постмодернистов с литературной классикой,
парафразис и ироническое снижение таких первотекстов, как роман А.
Пушкина «Евгений Онегин» и повесть Н. Гоголя
«Шинель».
ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ
В.В. Химич Уральский государственный университет Стиль: теория и практика анализа (Лейдерман Н.Л., Скрипова О.А. Стиль литературного произведения. Екатеринбург, 2001) В.Ю. Столбова Уральский государственный педагогический университет Эстетика необычного: современные проблемы теории и практики гротеска (Гротеск в литературе: Материалы конференции к 75-летию проф. Ю.В. Манна. Москва; Тверь, 2004) Е.Н. Хрущева Уральский государственный педагогический университет Хроника литературной жизни 2004 года |
|
(c) ИФИОС "Словесник" 2009 | Все права защищены, цитирование материалов сайта допускается только при условии ссылки на источник цитирования. Права на размещенные научные работы принадлежат их авторам. |