"Словесник" лого Русская литература ХХ—XXI веков: Направления и течения. Выпуск 7

Направления работы

Сотрудники

Издательская деятельность

Объявления и анонсы

Информация

Контакты

Периодические издания  >>  Русская литература ХХ—XXI веков: Направления и течения. Выпуск 7

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Н.Л. Лейдерман
Уральский государственный педагогический университет
Судьбы системных идей в русском литературоведении ХХ века
Статья посвящена истории возникновения и развития системно-структурных идей в отечественном литературоведении, анализируется эвристический потенциал и определяются «пределы» этой методологии.
Загрузить

ПОЭТИКА И СЕМАНТИКА

Н.А. Петрова, Е.А. Симонова
Пермский государственный педагогический университет
Ф. Сологуб и О. Мандельштам - мотив «качания»
В результате сопоставительного анализа стихотворений Ф. Сологуба и О. Мандельштама, содержащих мотив «качания» и реализующие его образы (качели, маятник), делается вывод о весомости «символистской» составляющей в творческом генезисе О. Мандельштама и, вместе с тем, демонстрируется основное направление переосмысления им мотива «качания» в сторону приятия полноты бытия.

Н.В. Барковская
Уральский государственный педагогический университет
«Итальянский текст» как этап творческой саморефлексии в русской литературе
Данная статья дополняет ряд публикаций других исследователей (Г.Г. Шмакова, В.В. Иванова, Н.Е. Меднис, М.П. Гребнева) по данной теме. Предпринята попытка рассмотреть стихотворения с итальянской тематикой, созданные в 1910-е гг. поэтами разных эстетических ориентаций, в качестве единого «поля», на котором разворачивалось взаимодействие символистских и акмеистских тенденций.

О.В. Рябкова
Уральский государственный университет
Б. Пастернак и Д. Хармс: два пути к лингводицее
В статье рассматриваются два способа вернуть поэтическому слову первозданное могущество, божественную цельность и силу. Языковая гармонизация в стихотворениях Б. Пастернака построена на сведении всего движения художеств мира к образу слова как Слова Божьего. Напротив, Д. Хармс возрождает сакральную сущность слова путем деконструкции обыденного языка.

Е.Н. Хрущева
Уральский государственный педагогический университет
Метароман в творчестве М.А. Булгакова: «Театральный роман. (Записки покойника)»
В статье рассматривается эволюция повествовательной структуры «Театрального романа»: первоначальная «старомодная» романтическая стилистика разрушается посредством самопародирования и внедрения в нее элементов современной советской речи, но в процессе этого разрушения из диалога множества стереотипных речевых конструкций рождается новое романное слово, а романтический «роман о художнике» трансформируется в модернистский «роман о романе».

И.В. Савельзон
Оренбургский государственный педагогический университет
Два народа одной судьбы. Цикл путевых заметок Василия Гроссмана «Добро вам!» (1961-62)
Путевые заметки В. Гроссмана, написанные в ходе путешествия в Армению спустя год после запрета «Жизни и судьбы», словно стремятся компенсировать утрату. Стремясь по жанру к философической повести, цикл «Добро вам!» по многотемности приближается к своему «старшему брату», великому роману. В статье проводятся и развиваются подмеченные Гроссманом и другими писателями-евреями сходства между культурой и историческими судьбами армянского и еврейского народов.


К 115-ЛЕТИЮ А. АХМАТОВОЙ
Творчество А. Ахматовой в контексте русской литературы

Т.А. Снигирева, М.А. Пахарукова
Уральский государственный университет
Пушкинский эпиграф в поэзии Анны Ахматовой
В статье Т.А. Снигиревой и М.А. Пахаруковой «Пушкинский эпиграф в поэзии Анны Ахматовой» представлена роль пушкинского эпиграфа в богатейшей эпиграфистике главным образом «поздней» Ахматовой. Рассмотрена его функциональная значимость в лирике, стихотворных циклах и поэмах Ахматовой.

С.В. Бурдина
Пермский государственный университет
Лиро-эпическая трилогия Анны Ахматовой
В статье высказывается мысль о том, что три поэмы А. Ахматовой («Реквием», «Путем всея земли», «Поэма без героя») правомерно рассматривать как трилогию. Рассматриваются общие для поэм мотивы, пространственные (Петербург) и временные («Из года сорокового») координаты; демонстрируются результаты «наложения» друг на друга семантических полей трех произведений Ахматовой. Делается вывод о трех поэмах как лиро-эпической трилогии - «Трагической симфонии о судьбе поколения».

А.В. Тагильцев
Уральский государственный педагогический университет
«Вот это я тебе, взамен могильных роз…»: цикл А. Ахматовой «венок мертвым» как художественное целое
В статье, посвященной одному из наиболее значимых циклов позднего творчества А. Ахматовой, исследуются элементы, обеспечивающие художественную целостность цикла: композиция, лейтмотивы, метрический и ритмический рисунок. Выявляется метасюжет цикла и определяется место «Венка мертвым» в творчестве А. Ахматовой 1930-1960-х годов.

Л.Д. Гутрина
Уральский государственный педагогический университет
Стихотворение Анны Ахматовой «Немного географии»: диалог с Осипом Мандельштамом
Работа посвящена проблеме диалога О.Э. Мандельштама и А.А. Ахматовой; исследуется семантика многочисленных отсылок к творчеству О.Э. Мандельштама 1910-30-х годов в стихотворении А.А. Ахматовой «Немного географии».


К 105-ЛЕТИЮ А. ПЛАТОНОВА
Реальное и мифологическое в художественном мире А. Платонова

Н.П. Хрящева
Уральский государственный педагогический университет
Сны в художественной структуре «Чевенгура»
В статье исследуются поэтика сновидений в романе «Чевенгур», функции снов в формировании сюжета инициации Саши Дванова, а также в выражении авторской концепции переустройства мира. Отмечается воздействие традиций древнерусского жанра видений и двойственность «онирического» пространства романа, сочетающего конкретно-исторические и мифологические параметры.
Загрузить  

С.И. Kрасовская
Благовещенский государственный педагогический университет
Литературный апокриф Андрея Платонова («Рассказ о многих интересных вещах»)
На материале одного из ранних произведений А. Платонова исследуется литературный апокриф как особый жанр в творчестве писателя. Анализируется процесс романизации апокрической модели, делается вывод о роли «Рассказа о многих интересных вещах» в формировании жанровой системы А. Платонова.

Е.Н. Проскурина
Сибирская академия наук, г. Новосибирск
«Мученье - первая категория жизни…» (Некоторые наблюдения над «Записными книжками» А. Платонова)
Анализируя «Записные книжки» А. Платонова, автор статьи показывает внутреннюю противоречивость душевных исканий писателя и, вместе с тем, цельность его этической позиции, доминантами которой являлись «сомнение» и «детскость». В «Записных книжках» Платонова отразились основы мироощущения писателя, определившие неповторимый стиль его произведений.


В КОНЦЕ ВЕКА

М.Н. Липовецкий
Университет штата Kолорадо, г. Болдер, США
Постмодернизм без постмодерности
В статье рассматривается феномен позднего постмодернизма в России. Отмечается отсутствие в русском постмодернизме таких фундаментальных для западной культуры постмодерности дискурсов, как феминизм, постколониализм, мультикультурализм, превращающее его в постмодернизм без постмодерности, и указываются причины такой ситуации.

Е.А. Меркотун
Уральский государственный педагогический университет
Диалог на пороге: к характеристике пространства в одноактной драматургии Л. Петрушевской
Рассматривается пространственная организация одноактной драматургии Л.Петрушевской. В центре внимания автора хронотоп порога, его предметное и метафорическое значение в художественном мире одноактных пьес драматурга, роль хронотопа порога в структуре конфликта и сюжета.

Д.Н. Багрецов
Уральский государственный университет
Два «послания» Тимура Кибирова
В статье рассматривается, применительно к творчеству Тимура Кибирова, проблема поэта и поэзии, их места и роли в современной России. Влияние экономических и социальных преобразований на судьбу культуры, новые тенденции коммерциализации литературы, их осмысление поэтом и его выбор между коммерческим успехом и Духовностью, - всё это становится предметом анализа.

Н.В. Барковская
Уральский государственный педагогический университет
Диалог с литературной классикой в современной поэзии
На материале некоторых произведений С. Гандлевского, Т. Кибирова, Л. Лосева рассматриваются формы диалога поэтов-постмодернистов с литературной классикой, парафразис и ироническое снижение таких первотекстов, как роман А. Пушкина «Евгений Онегин» и повесть Н. Гоголя «Шинель».


ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

В.В. Химич
Уральский государственный университет
Стиль: теория и практика анализа (Лейдерман Н.Л., Скрипова О.А. Стиль литературного произведения. Екатеринбург, 2001)

В.Ю. Столбова
Уральский государственный педагогический университет
Эстетика необычного: современные проблемы теории и практики гротеска (Гротеск в литературе: Материалы конференции к 75-летию проф. Ю.В. Манна. Москва; Тверь, 2004)

Е.Н. Хрущева
Уральский государственный педагогический университет
Хроника литературной жизни 2004 года
(c) ИФИОС  "Словесник" 2009 Все права защищены, цитирование материалов сайта допускается только при условии ссылки на источник цитирования. Права на размещенные научные работы принадлежат их авторам.
Используются технологии uCoz