"Словесник" лого Русская литература ХХ—XXI веков: Направления и течения. Выпуск 6

Направления работы

Сотрудники

Издательская деятельность

Объявления и анонсы

Информация

Контакты

Периодические издания  >>  Русская литература ХХ—XXI веков: Направления и течения. Выпуск 6

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ KЛАССИЧЕСKИХ И НЕKЛАССИЧЕСKИХ СИСТЕМ

И.П. Захариева
Софийский университет
Символизм и своеобразие русского реализма XX века
В статье подтверждается тезис об активном взаимодействии и взаимовлиянии символизма и реализма в литературе рубежа XIX-XX вв. На материале прозы А. Куприна, И. Бунина, Е. Замятина, В. Набокова, М. Булгакова, Б. Пастернака анализируются принципы и приемы символизации реалистического метода, придающие реализму принципиально новые эстетические качества и позволяющие назвать его «неореализмом».

О.А. Срипова, Н.Л. Лейдерман
Уральский государственный педагогический университет
Сюрреалистическое мировосприятие и жанр "Гиперлирической" поэмы
(Марина Цветаева «Поэма Воздуха»)
В статье рассматривается переход Марины Цветаевой к новой для нее художественной стратегии, которая обусловила изменения жанрового мышления. На примере «Поэмы Воздуха» изучается воздействие сюрреалистической художественной стратегии на жанровую форму лирической поэмы, выясняется, как из переживания, порождённого самыми крайними состояниями субъективности, структурируется совершенно оригинальная модель мира - образ сверхчувственной реальности.
загрузить

Е.В. Пономарева
Челябинский государственный педагогический университет
Синтезирование принципов классической и модернистской эстетики в новеллистике М.А. Булгакова (Рассказ «Морфий»)
В работе изложены основные теоретические аспекты процесса взаимодействия реалистических традиций и модернистских тенденций в рамках новеллистического жанра. Механизм возникновения подобного синтеза различных типов культуры рассматривается на материале рассказа М.А. Булгакова «Морфий».

Ф.И. Хрящев, Н.П. Хрящева
Уральский государственный педагогический университет
Антропологическая инверсия как принцип построения художественного образа в романе А.Платонова "Чевенгур"
В статье исследуется антропологическая инверсия как основополагающий принцип построения художественного образа в романе «Чевенгур». Рассматривается специфика авторского взгляда на историю. Анализируется функциональный смысл мотивов Сиротства, Дома, Горизонта.

И.В. Петров
Уральский государственный педагогический университет
Поэзия молодого поколения 1930-х годов (к вопросу о судьбе романтической традиции в лирике советской эпохи)
В статье на примере анализа творчества П. Когана, М. Кульчицкого, Н. Майорова рассматривается судьба романтической традиции в лирике советской эпохи, показана специфика  романтического начала, связанного с диалогической открытостью их лирики и «ученическим» осмыслением художественного наследия  предшествующих эпох.
 

ПОЭТИKА И СЕМАНТИKА

А.А. Асоян
Омский  педагогический университет
Орфические мотивы в русской поэзии XX века
В статье исследуется актуализация разных смысловых потенций античного мифа об Орфее в поэзии ХХ века, вариативность истолкований важнейших мотивов мифа (например, запрета на оглядку, «двуликость» Орфея и др.) в соответствии с поэтической индивидуальностью разных авторов (М. Цветаева, В. Брюсов, В. Иванов, А. Белый,  Б. Лившиц, О. Мандельштам). Поэтическая и философская рефлексия мифа об Орфее и Эвридике соотносится с проблемой поэта и поэзии в ХХ столетии.
 
 
Н.В. Барковская
Уральский государственный педагогический университет
Мистериальный хронотоп как "форма времени" в русской литературе 1906-1909 годов
В статье предпринята попытка рассмотреть мистериальный субсюжет в произведениях ряда писателей второй половины 1900-х годов как межсистемное явление, создающее общий фон для эстетических поисков в литературе данного периода.
Загрузить
 

Н.В. Алексеева
Ульяновский государственный педагогический университет
«Орнаментальная проза» (вопросы генезиса и поэтики)
В статье русская «орнаментальная проза» рассматривается как целостное историко-литературное и художественное явление, исследуются вопросы ее генезиса, предпринимается попытка выявить глубинные свойства поэтики «орнаментальное прозы» как уникального и одновременно продуктивного эстетического феномена.
 
Е.Н. Хрущева
Уральский государственный педагогический университет
Роль дискурса евангельских глав в повествовательной организации романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита": "ядро" и "идеал" повествования
В статье рассматривается, как в соответствии с заявленной в «евангельских главах» «Мастера и Маргариты» романной (а не эпической) концепцией (личности в качестве равноценной миру сущности) - повествование, начатое «под маской» хроники, эволюционирует, посредством усиления субъективного начала и подвижности повествовательских точек зрения, от простоты эпоса к романной сложности слова, соединяющего в себе архаические (монологические) и современные (диалогические) тенденции.
 
 
ЗАГАДKА БОРИСА ПИЛЬНЯKА
 
В.П. Скобелев
Самарский государственный университет
«Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка в контексте реалистического сознания 1920-х годов.
«Повесть непогашенной луны» рассматривается с точки зрения соотношения художественного метода и стиля. Внимание сосредоточено на том, чтобы проследить, как сквозь элементы поэтики модернизма и авангарда в ткани сюжета проступают элементы реалистической поэтики. Художественный поиск Пильняка в русле реализма соотнесен с высказываниями литературной критики второй половины 1920-х годов, которая активно поддержала реалистические тенденции в русской литературе первого послереволюционного десятилетия. Анализ «Повести непогашенной луны» позволяет видеть, что эстетика авангарда начала сдавать свои позиции еще до того, как на представителей русского авангарда обрушились идеологические проработки и прямые государственные репрессии.
  
Л.Н. Анпилова
Старооскольский технологический институт
Повесть Б.Пильняка «Kрасное дерево» в оптике экспрессионистского мировидения
Повесть Бориса Пильняка «Kрасное дерево» рассматривается как программное произведение русского экспрессионизма. Анализируя лейтмотивную структуру повести, своеобразие гротескного «отстранения от действительности», автор формулирует основополагающий принцип экспрессионистской парадигмы художественности: художественное воплощение и эстетическое о-своение Хаоса современности с позиций Большого времени (Вечности).
  
Е.А. Подшивалова
Удмуртский государственный университет
Слово - свренутая метафора романа
Статья посвящена анализу романа Б. Пильняка «Машины и волки» в аспекте развертывания в нем ключевой метафоры, содержащийся в заглавии метафорический ряд рассматривается в двух плоскостях, соответствующих двум ипостасям образа автора и двум типам слова в романе. Благодаря привлечению большого этимологического материала, автор статьи предлагает новое прочтение романа.
  
 
ВОKРУГ «KРАСНОГО KОЛЕСА»
 

В истории русской литературы ХХ века есть несколько произведений, которые вызывают очень сильные разночтения - и не столько даже по существу воплощенных в них концепций, сколько по самим принципам художественности, которые утверждает автор. Спор о таких книгах превращается, в сущности, в обсуждение новых путей эстетического освоения мира, которые ищет современное искусство.

«Kрасное Колесо» принадлежит к числу подобных произведений. Предлагаем читателю несколько статей, авторы которых придерживаются разных мнений о художественной сущности исторической эпопеи Александра Солженицына.

Н.Л. Лейдерман
Уральский государственный педагогический университет
Эксперимент на грани искусства и истории (от «Архипелага ГУЛАГ» к «Kрасному Kолесу»)
   
А.В. Урманов
Благовещенский педагогический институт
Сфера идей эпопеи «Kрасное колесо»
В статье рассматривается комплекс идей и способы их выражения в системе персонажей, композиции, субъектной организации повествования. Обосновывается художественная необходимость преобладания в ряде случаев идеологической доминанты над психологической. Через соотнесение с романом-эпопеей Л. Толстого «Война и мир» делается вывод о синтезе образно-художественного и рационально-логического мышления автора «Kрасного колеса».
   
Н.М. Щедрина
Московский университет Натальи Нестеровой
Природа жанрового синтеза в «Kрасном  колесе» А.Солженицына
В статье идет речь о синтезе в рамках эпопейного начала: исторического, историософского, художественно-документального повествования, также говорится об использовании А. Солженицыным в «Kрасном колесе» элементов драмы и кинематографа.
 
   
В KОНЦЕ ВЕKА
 
И.В. Савельзон
Омский государственный педагогический институт
Маскарад в зеркальной комнате (О романе Саши Соколова «Палисандрия»)
В статье актуализируется пафос высказывания автора одного из красивейших романов современной русской литературы: «написать роман, который покончит с романом как с жанром». Основным художественным и логическим приемом автора в статье объявляется доведение любого элемента поэтики до абсолюта, а значит - и до абсурда, а следовательно - до самоуничтожения. Довести до бесконечности все художественные параметры текста одновременно означает у Соколова и - уничтожить их, свести до нуля, разрушить. Смыкание экстремумов, бесконечности и нуля, составляет основу замысла «Палисандрии», ее постоянную канву - стилистическую, языковую, характерологическую, пространственно-временную - «you name it», как мог бы сказать Палисандр. Стремление к универсальности есть выражение желания исчерпать возможности формальной и содержательной структуры текста, при этом аннулируя их не просто посредством подражающей пародии, но через развитие до предела самых различных его художественных потенций.
   
А.В. Снигирев
Уральский государственный университет
Стилизация как варинат интертекста: сущность и эволюционность (на материале романов М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» и С. Соколова «Палисандрия»)
В статье предлагается типология разновидностей стилизации и развивается концепция стилизации, представляющей вариант интертекста. На основе анализа романов М.Е. Салтыкова-Щедрина и С. Соколова доказывается справедливость развиваемой концепции и прослеживается эволюция приемов пародийной стилизации.
 
Т.Н. Маркова
Челябинский государственный педагогический университет
Ономастика и мифопоэтика имени в рассказах Л. Петрушевской
Статья посвящена исследованию ономастики имен в рассказах Л. Петрушевской. Автором характеризуются отношения между именем и судьбой персонажа, состоящие во взаимодополнительности или контрастности. Исследовательское внимание сосредоточено также на анализе заключенного в имени персонажа интертекстуального и мифопоэтического потенциала, актуализация которого позволяет выявить в рассказах Л. Петрушевской новые смысловые обертоны.
 
   
ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ
 
И.Г. Гончаренко
Уральский государственный педагогический университет
Новая версия анализа художественного текста (Тюпа В.И. Аналитика художественного: Введение в литературоведческий анализ. М., 2001)
 
 
Н.П. Хрящева
Уральский государственный педагогический университет
О феномене мистериальности в творчестве Андрея Платонова (Проскурина Е.Н. Поэтика мистериальности в прозе Андрея Платонова конца 20-х - 30-х годов. Новосибирск, 2001)
(c) ИФИОС  "Словесник" 2009 Все права защищены, цитирование материалов сайта допускается только при условии ссылки на источник цитирования. Права на размещенные научные работы принадлежат их авторам.
Используются технологии uCoz