"Словесник" лого Сотрудники института филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник»: Наум Лазаревич Лейдерман

Направления работы

Сотрудники

Издательская деятельность

Объявления и анонсы

Информация

Контакты

Н.Л.ЛейдерманНаум Лазаревич Лейдерман
доктор филологических наук, профессор.

Родился 23 января 1939 года на Украине, в годы войны семья эвакуировалась на Урал (г. Kарабаш Челябинской области).
В 1945 году вернулись на Украину и поселились в г. Одессе, там учился в школе, потом в Одесском государственном университете, который окончил в 1961 году, получив специальность «филолог, учитель русского языка и литературы». Дипломная работа была написана на  тему «Человек на войне» (о прозе Ю.Бондарева и Г. Бакланова).
С 1962 года проживает в Свердловске. Работал преподавателем курса эстетического воспитания в профильном училище №2 г. Свердловска (с 1962 г.).
В 1963 г. был принят в заочную аспирантуру при Свердловском государственном педагогическом институте (СГПИ).
С 1964 г. работает в СГПИ (с 1994 г. - УрГПУ). Последовательно пребывал в должности: ассистента (1964-1967), старшего преподавателя (1967-1971), профессора (1986-1987), зав. кафедрой советской литературы ( впоследствии - современной русской литературы) (с 1985).

Kандидатскую диссертация на тему «Современная художественная проза о Великой Отечественной войне. Тенденции развития» защитил в 1968 году в Московском государственном педагогическом институте им. Ленина. Докторская диссертация была посвящена анализу жанровых процессов в русской художественной прозе 1960-80 гг. Защищена в 1984 году в МГУ им. Ломоносова.

Разработал и читал курсы:
- введение в литературоведение;
- русская литература ХХ века (все периоды);
- ряд спецкурсов по современной русской литературе и некоторым литературным направлениям ХХ века.

Kруг научных интересов вмещает в себя:
- теорию литературы (большие историко-литературные системы: теории жанра, стиля, творческого метода, направлений и течений);
- историю русской литературы ХХ века (разработка новой концепции истории литературы ХХ века как эпохи переходного типа);
- проблемы филологического образования (разработка единой системы литературного образования школьников и связанных с ней методологических и теоретических вопросов).

Совмещает научно-исследовательскую работу  с литературно-критическим творчеством. Печатается как литературный критик с 1962 года. С 1981 года - Член Союза писателей СССР. В течение нескольких лет (1964-1968) был литературным сотрудником журнала «Урал», в настоящее время продолжает  сотрудничать с журналом, является членом редакционного совета. Печатался в журналах «Звезда», «Вопросы литературы», «Новый мир», «Октябрь», «Литература в школе» и др.

Постоянно сотрудничает со школой. В 1986 году организовал НИЦ «Словесник», в 2001 году преобразован в ИФИОС. Руководил разработкой научно-методического комплекса «Гуманитарные классы филологического профиля», который начал внедряться в школы Свердловской области с 1986 года.

Под руководством Н.Л. Лейдермана  выполнено 15 кандидатских и 3 докторских диссертации.
Обладатель грантового сертификата Института «Открытое общество Фонд Содействия»  Н1Е701 от 06.11.1997.

Академик международной Академии наук  (Диплом международной Академии наук педагогического образования  № 158 0т 09.03.1999).

Член научно-методического совета по теории  литературы  (подсекция: филология ) Министерства образования РФ  г. Москва.

С 2001 года - заслуженный деятель науки РФ.


Автор более 250 работ, из них 20 книг.


Женат. Жена Лилия Иосифовна многие годы работала в качестве научного сотрудника в исследовательском институте  УНИХИМ и ВУХИМ.
Двое сыновей: старший - Марк Наумович (1964 г.р.) - доктор филологических наук, литературовед и критик, работает под псевдонимом Марк Липовецкий;
младший - Лейдерман Илья Наумович (1970 г.р.), доктор медицинских наук, руководитель лаборатории при областной клинической больнице №1 г. Екатеринбурга.
Есть внуки: старший - Даниил (1986 г.р.) - студент Нью-йоркского университета, младшая - Kсения (1992 г.р.) - школьница.


Публикации

Kниги, учебные и учебно-методические пособия:

Постреализм. Теоретический очерк. Екатеринбург, 2005
Творческая драма советского классика. Александр Твардовский в 1950-60-е годы. Екатеринбург, 2001
Неявный диалог. "Русский лес" Л. Леонова и "Доктор Живаго" Б. Пастернака. Екатеринбург, 2001
Kрик сердца: творческий облик Виктора Астафьева. Екатеринбург, 2001
Взыскующее слово (Александр Солженицын: позиция и поэтика). Серия "Филологический лекторий" Екатеринбург, 2000.
Драматургия Николая Коляды. (Критический очерк). Изд-во "Калан". Каменск-Уральский. 1997. 160 с. (2-е изд. - 2002 г.)
Русская литературная классика ХХ века. (Монографические очерки). Екатеринбург, 1996.
Закономерности формирования и развития прозаических жанров в советском историко-литературном процессе. (1950-70-е гг.). Автореферат докторской диссертации. МГУ. М., 1983
Движение времени и законы жанра. Монография // -редне-Уральское книжное издательство. -вердловск, 1982
Русская советская проза рубежа 1960-70-х годов. Пособие для учителей. Отделение педобщества РСФСР. Свердловск, 1974
Современная художественная проза о Великой Отечественной войне. Пособие по спецкурсу. Ч. 2. ГПИ. Свердловск. 1974
Современная художественная проза о Великой Отечественной войне. Пособие по спецкурсу. Ч. 1. ГПИ. Свердловск. 1973
Современная художественная проза о Великой Отечественной войне. (Тенденция развития). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. МГПИ им. В.И.Ленина.  М., 1968

В соавторстве:

Стиль литературного произведения. (Теория. Практикум). Учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2004. (в соавт. со Скриповой О.А.)
Русская литература ХХ века:  1917-20-е годы. Учебно-методическое руководство. (переиздание) Екатеринбург, 2004. 36  с. (в соавт. с Скриповой О.А.)
Русская литература ХХ века: 1930-е-1945-е годы. Учебно-методическое руководство.  (переиздание). Екатеринбург, 2004. 32 с. (в соавт. с Петровым  И.В)
Русская литература ХХ века: 1945-1968-е годы. Учебно-методическое руководство. (переиздание).  Екатеринбург, 2004. 32 с. (в соавт. с Хрящевой Н.П.)
Русская литература ХХ века: 1970-е-2000-е годы. Учебно-методическое руководство.  (переиздание). Екатеринбург, 2004. 32 с. (в соавт. с Тагильцевым А.В.)
Современная русская литература: 1950-1990-е годы. Т.I. М., "Академия", 2003. 416 с. (в соавт. с Липовецким М.Н.)
Современная русская литература: 1950-1990-е годы. Т.2. М., "Академия", 2003. 416 с. (в соавт. с Липовецким М.Н.)
Современная русская литература: 1950-1990-е годы. Кн. 1.  Литература "Оттепели" (1953-1968). Изд-во "Эдиториал УРСС"  М., 2001. 400 с. (в соавт. с Липовецким М.Н.)
Современная русская литература: 1950-1990-е годы. Кн. 2.  "Семидесятые годы".  Изд-во "Эдиториал УРСС". М..2001. 400 с. (в соавт. с Липовецким М.Н.)
 Современная русская литература 1950-1990-е годы. Кн. 3.  В конце века. Изд-во "Эдиториал УРСС",  М., 2001. 160 с. (в соавт. с Липовецким М.Н.)
От "советского писателя"  к писателю советской эпохи. (Путь Юрия  Трифонова). Серия "Филологический лекторий". Екатеринбург, 2001. 44 с. (в соавт. с Липовецким М.Н. )
Теория литературы. (Вводный курс). (Изд. 2-е, испр. и доп.) Учебно-методическое  пособие. Екатеринбург, 2001. 74 с. (в соавт. с Барковской Н.В)
Литература Сопротивления.  Серия "Филологический лекторий". Екатеринбург, 2000. 57 с. (в соавт. с Петровым  И.В)
Литература  Урала. (Программа курса для учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ).  Екатеринбург, 2000. 39 с. (в соавт. с Созиной Е.К., Литовской М.А.).
Практикум по поэтике литературного произведения. Екатеринбург, 1998. 28 с. (в соавт. с Липовецким М.Н., Барковской Н.В. и др.)
Практикум по жанровому анализу литературного произведения. Екатеринбург, 1998.  40 с. (в соавт. с Липовецким М.Н., Барковской Н.В, Ложковой Т.А.)

Статьи:

Магистральный сюжет. ХХ век как литературный метацикл  // Урал. 2005. №3
Судьбы системных идей в русском литературоведении ХХ века // Русская литература XX-XIX веков: направления и течения. Вып. 7. Екатеринбург, 2004
"Kричи, что-то делай!" (Н.Коляда) // Бажовские лауреаты (Серия "Урал. ХХ век"). Екатеринбург, 2004. С.143 - 154.
Романтика изгоев, или идеалы наизнанку // Урал. 2004. №11
Георгий Владимов и его генералы, или Реализм сегодня // Урал, 2003, №7. С.225-248.
Русский реализм на исходе ХХ века //  Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания._ Материалы Всеросс. научно-практич. конф.,  Пермь, 2003. С.24-33.
Русский реализм в конце ХХ века // Русское слово в мировой культуре. Материалы Х Kонгресса МАПРЯЛ. СПб, 2003.
Лики простоты. (Об эволюции эстетических принципов Николая Заболоцкого)// Филологический класс. №10 (2003) С.49-52.
Что такое литературное образование? // "Мир русского слова". CПб,2003,   №3. С. 45 -52.
Зачем же открывать Америку через форточку? (Об опыте работы  гуманитарных классов филологического профиля)  // Литература. (Еженедельное приложение к газете "Первое сентября"). М.,  2003,  8-13.12. (№46) .С.2-8.
Эксперимент на грани искусства и истории (от "Архипелага ГУЛАГ" к "Красному Колесу") // Русская литература XX-XIX веков: направления и течения. Вып. 6. Екатеринбург, 2002
Losy koncepcij systemovych w literaturoznawstwie rosyjskim XX wieku // Dialog. Komparatywistyka.Literatura. Warszawa. 2002. S. 89-114.
О стратегических принципах единой системы литературного образования школьников// Преподавание и изучение  русского языка и литературы в контексте современной языковой политики России. - Материалы IV Всероссийской научно-практич. конф. РОПРЯЛ - Н.Новгород. 2002. С.139-141
Методические аспекты изучения монографической темы "Творчество Максима Горького". // Проблемы литературного образования.- Материалы VIII Всероссийской науч. практич. конф. "Актуальные проблемы филологического образования: наука, вуз, школа" 26-27 марта 2002. - Екатеринбург, 2002. - С. 209-214.
От теории к методике. // Филологический класс. - 2002. № 8. - С. 5-12.
Спасать литературу - спасаться литературой. О статусе предмета "Литература" в российской школе // Мир русского слова. - СПб., 2002. - № 3(11). - С. 58-65
Траектории "экспериментирующей эпохи" (О русской литературе ХХ века). // Вопросы литературы. - 2002. - № 4. - С. 3-45.
Выступление на "Круглом столе" - Школьный учебник литературы глазами учителя: // Филологический класс. - 2002. - № 8. - С.88-90.
Поэма  А.Твардовского "За далью - даль": преодоление соцреалистического канона // Филологические науки. 2001, №2. С.13-22.
Песня и плач. (О "Последнем поклоне" Виктора Астафьева)//Литература в школе. 2001, №7. С.13-15.
Восторг и трепет бытия. (Рассказы Юрия Казакова)// Литература. (Еженедельное приложение к газете "Первое сентября") 2001, №7.
"Уходящая натура", или Самый поздний Катаев // Октябрь. 2001, №5. С. 158-0165.
По принципу антисхемы (О романе А.Солженицына "В круге первом") // Звезда. 2001, №;8. С. 191-205.
Kрик сердца. (Творческий  облик В.Астафьева) // Урал, 2001, № 10. С.225-245.
Теоретические основы курса литературы в 5-7 классах // Филологический класс.  №6 (2001) С.5-9.
Песня и плач. ( О "Последнем поклоне" Виктора Астафьева) // Художественный язык литературы 20-х годов ХХ века. Сб. ст. Самара. 2001.  С. 248-246.
"И время было мной, и я был им…" (Поэты-шестидесятники) // Урал, 2000. №1. С.155-167.
От мифов о войне к правде о человеке //  Война и литература: 1941-1945. (Материалы междунар. конф. ) Екатеринбург, 2000. С.5-19.
Автобиография выбитого  поколения //  Война и литература. Материалы междунар. конф. Екатеринбург, 2000. С.133-151.
Об изучении русской литературы первой половины ХХ века: "гамбургский счет" и школьный курс// Проблемы литературного образования школьников.- Материалы VI зон. конф. "Филологический класс: наука-вуз-школа". Екатеринбург, 2000. Ч.1. С.84-89.
Благодаря и вопреки. (Провинциальный журнал в годы застоя) // Урал. 2000, №11. С.217-228.
Парадоксы "Русского  леса" // Вопросы литературы. 2000. №6. С.29-58.
20 век - "барочная эпоха"? // Культура эпохи барокко.- Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2000. С.28-33.
Об изучении теории литературы в старших классах // Литература в школе. 2000. №5. С.104-111.
Драматургия Н.Коляды // Литература Урала: очерки и портреты. Пособие для учителя. Екатеринбург, 2000. С.511-534.
Здравый смысл против кульбитов власти // Урал. 1999. № 7. С. 170-179.
Теория литературы в старших классах // Филологический класс.  № 3 (1999). С. 35-39.
Маргиналы Вечности, или между "чернухой" и светом // Современная драматургия. 1999. №10-12. С. 156-172.
Уроки "зрелой словесности" (О пушкинских "парадигмах"). // Урал. 1999. № 6.  С. 170-179.
О единой системе литературного образования // Литература в школе. 1998. № 4. С.150-155.
Под маской соцреализма: роман Л.Леонова "Русский лес" // Русская литература ХХ века. Вып. 4. Екатеринбург, 1998. С. 173-02.
Теория литературы в старших классах // Филологический класс: проблемы, тенденции, перспективы работы. Тезисы IV зональной конференции "Филологический класс".  Екатеринбург, 1998. С. 7-9.
ХХ век как литературная эпоха // V Ручьевские чтения. Русская литература ХХ века: типы художественного сознания. Магнитогорск, 1998. С.5-11.
Литература Урала в 1960-70-е годы. Динамика прозы // Литература Урала: очерки и портреты. Пособие для учителя. Екатеринбург, 1998. С. 267-268, 310-333.
Н. Г. Никонов // Литература Урала: очерки и портреты. Пособие для учителя. Екатеринбург, 1998. С. 334-355.
Б.А. Путилов // Литература Урала: очерки и портреты. Пособие для учителя. Екатеринбург, 1998. С. 366-379.
А.С. Филиппович // Литература Урала: очерки и портреты. Пособие для учителя. Екатеринбург, 1998. С.379-397.
Р.Ш. Валеев // Литература Урала: очерки и портреты. Пособие для учителя. Екатеринбург, 1998. С. 397-414
О единой системе литературного образования // Филологический класс. № 2. (1997).
В художественном  мире Михаила Булгакова. (Рецензия  на монографию В.В. Химич "Странный реализм") // Русская литература.  1997. №4.
Если оглянуться вокруг: о литературе Урала // Преображение Урала. 1996. № 1.
Творческая индивидуальность и традиция: семантические ресурсы "памяти жанра" в поэме А.Ахматовой "Реквием" // ХХ век. Литература. Стиль. (Коллективная монография). Вып. 2. УрГУ. Екатеринбург, 1996.
О единой системе литературного образования в школе // Научно-практическая конференция "Филологический класс: проблемы, тенденции, перспективы работы". Тезисы докладов и сообщений. УрГПУ. Екатеринбург, 1996.
Провинциальный журнал в эпоху застоя // III Дергачевские чтения. Тезисы докладов и сообщений. УрГУ.  Екатеринбург, 1996.
Филологический класс: от замысла к воплощению // Филологический класс. № 1. Екатеринбург.
Kосмос и Хаос как метамодели мира: к отношению классического и модернистического типов культуры // Русская литература ХХ века: направления и течения. Вып. 3. УрГПУ. Екатеринбург, 1996.
"Русскоязычная литература" - перекресток культур // Literatura: heterogenicznost kultury. (Poetika: obraz swiata). Warszawa, 1996. S. 32-41.
Kосмос и Хаос как метамодели мира. (К отношению классического и модернистического типов культуры) // Sbornik praci filosoficke fakulty Brn?nsk? University. Brno, 1996. S. 213-220.
Евангелие от Слаповского. (О романе А. Слаповского "Первые взоры пришествия") // Урал. 1995. № 1.
Пространство Вечности. (О динамике хронотопа в литературе советской эпохи) // Русская литература ХХ века: направления и течения. Вып. 2. Екатеринбург, 1995.
Яков Осипович Зунделович // Русская литература ХХ века: направления и течения. Вып. 2. Екатеринбург, 1995.
От мифов о войне к правде о человеке // Международный симпозиум "Вторая мировая война и литература". УрГПУ. Екатеринбург, 1995.
Kонцептуальные основы и перспективы работы по программе "Филологический класс" // Научно-практическая конференция "Филологический класс: предварительные итоги и перспективы работы". Тезисы докладов и сообщений. УрГПУ.  Екатеринбург, 1995.
Новая концепция школьного курса "Русская литература ХХ века" // Научно-практическая конференция "Филологический класс: предварительные итоги и перспективы работы". Тезисы докладов и сообщений. УрГПУ. Екатеринбург, 1995.
Мифы о войне и правда о человеке // Урал. 1995. № 10-11.
Метасюжет книги как явление стиля. (О.Мандельштам "Камень") // Литература ХХ века. Стиль. (Коллективная монография). Екатеринбург, 1994
Парадоксы коммунального сознания. (О романе В.Астафьева "Прокляты и убиты") // Урал. 1994. № 2-3.
Бремя и величие скорби. (Поэма "Реквием" в контексте творческого пути А.Ахматовой) // Урал. 1994. № 12.
Мандельштам  и  Бахтин // М.М.Бахтин и перспективы гуманитарных наук. Витебск, 1994.
Старый портфель со стихами. (О проф. Я.О. Зунделовиче, теоретике и историке литературы) // Литературная газета. 1993. 3 нояб.
Kосмос и Хаос как метамодели художественного мира // Международная конференция "Поэтика литературных жанров и течений в свете эстетики и поэтики Р.Якобсона. Сборник тезисов. Брно, 1993
Новая концепция школьного курса "Русская литература ХХ века" и его основные методические принципы // Российско-американский семинар по проблемам образования. Екатеринбург, 1993.
"Реквием" А.Ахматовой в свете памяти жанра // II Ахматовские чтения. - Одесса, 1991.
Исповедь благополучного еврея. (Два разговора с Вячеславом Kурицыным о литературе и не только о ней) // Урал. 1991. № 4.
"И я хочу Интернационала добрых людей…" (Национальные голоса и общечеловеческие святыни в "Конармии" И.Бабеля) // Литературное обозрение. 1991. № 10.
О концепции курса русской литературы советской эпохи. (Из опыта работы) // Проблемы преподавания русской литературы ХХ века в вузе и школе. Екатеринбург, 1991
Теоретические проблемы изучения русской литературы ХХ века. (Предварительные замечания) // Русская литература ХХ века: направления и течения. Вып. 1. Екатеринбург. 1991.
"В метельный леденящий век…" (О "Колымских рассказах" В.Шаламова) // Урал. 1991. № 3.
Пространство Вечности // Международный симпозиум "Художественное пространство и время в русской литературе". (МАПРЯЛ) Сборник тезисов. София. 1991
"Это - моя архитектура" (В поэтическом мире О.Мандельштама) // Урал. 1991. № 12.
Логика бунта: к характеристике художественной системы раннего Маяковского // Проблемы взаимодействия метода, стиля и жанра в советской литературе.  Свердловск, 1990
Живые традиции и мертвые догмы // Избавление от миражей: соцреализм сегодня. Советский писатель. М., 1990
Суд уже идет. (Kниги о сталинщине) // На смену! 1989. 10 фев.
В поисках птицы Самрух. (Литературный портрет Рустама Валеева) // Урал. 1989. № 11.
Жанровые системы литературных направлений и течений // Взаимодействие метода, стиля и жанра в современной литературе. Свердловск. 1988
"Та горсть земли…" Литературно-критические статьи // Средне-Уральское книжное издательство. Свердловск, 1988
Закон сопротивления. (О творчестве Б.Путилова) // Урал. 1988. № 11.
Посреди России. (Предисловие к роману А.Филипповича "Житие") // Средне-Уральское книжное издательство. Свердловск, 1986
Достоинство будней (Послесловие к книге А.Филипповича "Моя тихая родина") // Средне-Уральское книжное издательство.  Свердловск. 1985
Поединок с судьбой. (О повестях В.Быкова) // Урал. 1985. № 5.
Теоретическая модель жанра // Zagadmenia Rodzaj?w Literackich. Т. XXVI. Z. 1(51). L?dz, 1984
Открытия и опыт // Советская литература. 1984. № 88 (на японском языке)
Открытия и опыт // Советская литература. 1984.  № 11 (на чешском языке)
Мужской разговор (заметки о творчестве Г. Бокарева) // Урал. 1984. № 12
Взаимодействие жанровой и стилевой структур в лирической прозе. (В.Катаев "Святой колодец") // Взаимодействие жанра и стиля в советской литературе. СГПИ. Свердловск, 1984
Открытия и опыт. (Заметки о жанровом многообразии современной литературы) // Литературное обозрение. 1983.  № 6.
Мироздание по Шукшину // Урал. 1982. № 3.
"Та горсть земли…" (Тема отчего дома в современной прозе Урала) // Урал. 1982. № 6.
Перепечатано: Литературное обозрение. 1982. № 6.
О жанре и его месте в литературно-критическом анализе // Литературный художественный процесс 70-х гг. в зеркале критики. М., 1982
Жанровые идеи М.М.Бахтина // Zagadmenia Rodzaj?w Literackich. Т. XXIV. Z. 1(46). L?dz, 1981 Загрузить
"Не пришло ли время воздавать Земле?" (О публицистической поэме Н.Никонова "След рыси") // Урал. 1981. № 7.
Чистые родники. (О творчестве Н.Никонова) // В кн.: Н.Никонов. Дальние берега. Свердловск. 1980
О теоретических принципах изучения историко-литературного процесса. (К характеристике системы "метод - стиль - жанр") // Проблемы типологии литературного процесса. Пермь. 1980
Цена цельности. (О современном литературном герое) // Литературное обозрение. 1980. № 8.
Испытание на человечность. (О жанровой доминанте романов Ю.Бондарева) // Литературная учеба. 1979. № 1.
Система "метод - стиль - жанр" в историко-литературном процессе // Проблемы литературных жанров.  Томск. 1979
Современное зарубежное литературоведение об истории жанровой проблематики // Проблемы жанра в зарубежной литературе. Вып. III. Свердловск. 1979
Проблемы методологии изучения историко-литературного процесса в современном советском литературоведении // Проблемы типологии литературного процесса. Пермь. 1978
Потенциал жанра. (Из наблюдений над современной повестью) // Север.  1978. № 3.
Выступление в дискуссии "Литература как открытие" // Урал. 1978. № 1.
Дорога к родникам. (О творчестве А.Филиповича) // Урал. 1978. № 4.
"Свет памяти". (Заметки о фильме "Подранки") // Уральский рабочий. 1978.
"Поэтика" Аристотеля и некоторые вопросы теории жанра // Проблемы жанра в зарубежной литературе. Научные труды СГПИ. Сб. 259. Свердловск. 1976
"Kак закалялась сталь" и некоторые тенденции в художественной прозе начала 30-х годов // Художественный метод и творческая индивидуальность писателя. СГПИ. Свердловск. 1976
Герои ведут спор. (О современной повести) // Урал. 1976. № 3.
K вопросу о сущности категории "жанр" // Жанр и композиция литературного произведения. Калининград, 1976
Жанр и проблема художественной целостности // Проблема жанра в англо-американской литературе. Свердловск, 1976
Жанр и проблема художественной целостности // Проблемы литературных жанров. Межвузовская конференция. Томск, 1975
Трудная дорога возвышенья. (О новых произведениях В.Шукшина) // Сибирские огни. 1974. № 8.
Горизонты романтика. (О творчестве С. Мелешина) // Урал. 1974. № 1.
K вопросу о сущности категории "жанр" // Вопросы специфики жанров художественной литературы. Минск. 1974
"Права" и "обязанности" жанра. (О современной повести) // Урал. 1973. № 7.
K вопросу о художественном потенциале документального произведения // О художественно-документальной литературе. I. Уч. зап. ИвГПИ. Т. 105. Иваново, 1972
K вопросу о художественности в документальном повествовании // Художественные документальные жанры. Иваново. 1970
Испытание памятью. (Новые тенденции в современной военной прозе) // Урал. 1970. № 6.
"Стать человеком и самим собой". (О тенденциях современной литературы) // Урал. 1967. № 1.
Свое начало. (О дебютах молодых литераторов) // Урал. 1967. № 12.
Диалектика преодоления. (О творчестве С. Мелешина) // Урал. 1966. № 1.
Выступление в дискуссии "Современный рабочий класс и литература" // Урал. 1966. № 3.
Возраст и время // Урал. 1966. № 6.
Испытание войной. (Некоторые особенности конфликта в современной художественной прозе о Великой Отечественной войне) // Человек и общество. Уч. зап. СГПИ. Свердловск, 1966
Активизация учащихся на уроках эстетического воспитания // Опыт проведения занятий по курсу "Эстетическое воспитание" в профтехучилищах. М., "ВШ", 1965
Солдатами становятся. (О современной военной повести) // Урал. 1965. № 5.
"Сыскал перо - так добывай Жар-птицу". (Современная литература о молодежи) // Урал. 1964. № 2.
Воспитание человечностью и правдой. (О романах K.Симонова) // Урал. 1964.  № 12.
Им надо верить. (Заметки о прозе молодежных журналов) // На смену! Свердловск. 1962
Бороться и искать. (О романе Д. Гранина "Иду на грозу") // На смену!  Свердловск. 1962

В соавторстве:

Целостный анализ рассказа А.М.Горького "Старуха Изергиль" (Урок по опережающим заданиям)// Литература в школе. 2003, №7. С. 29-34. (в соавт. с Сапир А. М.)
О системе изучения  современной  русской литературы в 8-11 классах. // Проблемы литературного образования: Материалы IX Всерос. науч. практич. конф. "Актуальные проблемы филологического образования: наука, вуз, школа". Кн. 1. Екатеринбург, 2003.  С. 15-22. (в соавт. с Сусловой Н.Е.)
Урок-конференция "Проблемы идеала в "Сказках об Италии" М. Горького". // Филологический класс. - 2002. - № 7. (в соавт. с Сапир А. М.)
О метажанре соцреализма// Русская литература  ХХ века: направления и течения. Вып. 5. Екатеринбург, 2000. С.183-206. (в соавт. с Володиной Е.Н.)
Современная русская литература в школе: стратегия курса // Филологический класс. №4 (2000). С.14 -27. (в соавт. с Липовецким М.Н.)
Проблемная беседа по публицистической книге М.Горького "Несвоевременные мысли"// Литература. (Приложение к газете "Первое сентября") 2000, №4. С.2-3. (в соавт. с Сапир А.М.)
Воробьев Kонстантин Дмитриевич // Русские писатели 20 века. Биогр. словарь. БРЭ. М., 2000. С.166-168. (в соавт. с Розиным Н.П.)
Об обучении современной русской литературы в школе // Проблемы литературного образования школьников: Материалы V зональной конф. "Филологический класс".  Екатеринбург, 1999. С.7-11. (в соавт. с Липовецким М.Н.)
Современная русская литература в школе: стратегия курса// Филологический класс. №4 (1999) С.14-27. (в соавт. с Липовецким М.Н.)
Литература как учебный предмет в начальной школе в системе единого литературного образования: (Из опыта работы проблемной лаборатории) // Филологический класс: наука-вуз-школа // Филологический класс: наука-вуз-школа. Материалы VI научно-практической конференции.  Екатеринбург, 1999.-Ч. 1.С. 36-38. (в соавт. с Гринберг Б. М.)
Изучение обзорных тем на уроках литературы в старших классах:(Из опыта работы проблемной лаборатории) // Филологический класс: наука-вуз-школа. Материалы VI научно-практической конференции.  Екатеринбург, 1999. Ч. 1. (в соавт. с Козьминой  Д. С.)
Kак изучать литературу Урала в школе. // Литература Урала: очерки и портреты. Пособие для учителя. Екатеринбург, 1998 (в соавт. с Созиной Е.К., Литовской  М.А.)
Введение. // Литература Урала: очерки и портреты. Пособие для учителя.  Екатеринбург, 1998. С. 5-11. (в соавт. с Созиной Е.К.)
О симфонизме романа Б.Пильняка "Голый год" // -усская литература ХХ века: направления и течения. Вып. 2. Екатеринбург, 1995 (в соавт. с Антиповой Л.Н.)
Жизнь после смерти, или Новые сведения о реализме. // Новый мир. 1993. № 7. (в соавт. с Липовецким М.Н.)
Между Хаосом и Kосмосом. (Рассказ в контексте времени). // Новый мир. 1991. № 7. (в соавт. с Липовецким М.Н.)
(c) ИФИОС  "Словесник" 2009 Все права защищены, цитирование материалов сайта допускается только при условии ссылки на источник цитирования. Права на размещенные научные работы принадлежат их авторам.
Используются технологии uCoz